Здоровый образ жизни – это создание условий, обеспечивающих поддержание здоровья и его сохранение на нормальном уровне, а также реализация практических мероприятий по предотвращению развития различных физически и психических болезней.
Здоровый образ жизни является современной концепцией, которая пропагандируется на государственном уровне.
Здоровый образ жизни необходимо внедрять на всех этапах развития подрастающего поколения и на всех уровнях образования.
Анализ проблемы развития здорового образа жизни у подрастающего поколения
Современное общество и система образования опираются на аксиологический подход к пониманию здорового образа жизни.
Данный подход отражает рассмотрение здоровья, как приоритетной ценности развития подрастающего поколения. Без крепкого здоровья невозможно достичь всестороннего развития личности каждого учащегося, обеспечить его творческий рост, гармоничное развитие всех свойств и сторон личности.
Поскольку здоровье, рассматривается как высшая ценность, то уважительное отношение к нему, ценностное восприятие здоровья составляют основу концепции здорового образа жизни.
Современная система образования нацелена на всестороннее развитие личности ребенка. В этой связи формирование уважительного отношения к своему здоровью, развитие потребности в его поддержании и сохранении, формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей является приоритетным направлением воспитания на всех уровнях образовательного процесса.
В ходе воспитания происходит формирование ценностных установок и ориентиров жизнедеятельности. Это требует включение в образовательную программу дошкольных и школьных учреждений компонента воспитания ценностного отношения к здоровью. Здоровье, в данном случае, рассматривается, как объект воспитательного процесса, на который направлено отношение субъекта воспитания и обучения т.е. учащегося того или иного уровня образования.
Воспитание здорового образа жизни подрастающего поколения предполагает формирование у ребенка личностного восприятия здоровья, его смыслового назначения для своей жизни, развития, важности его сохранения и поддержания не только в конкретный временной промежуток, а в течение всей жизнедеятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью предполагает развитие у ребенка ряда аспектов его деятельности:
- Мотивационный аспект. Он отражает мотивацию учащегося на здоровый образ жизни. Чтобы ребенок был заинтересован к сохранению своего здоровья, его необходимо чем-то мотивировать. Здоровье и его сохранение должно стать ведущей потребностью растущей личности. Для этого необходимо сформировать единую направленность воспитания: между школой и семьей и дать понять, насколько важно здоровье и чем опасно его нарушение.
- Познавательный аспект. Он отражает развитие системы знаний о здоровье и его месте в жизнедеятельности подрастающего поколения, методах и приемах его сохранения, условиях профилактики и т.д.
- Деятельностный аспект. Он отражает готовность детей реализовать свое ценностное отношение к здоровью в реальной деятельности т.е. в поведении, способствующем сохранению и поддержанию здоровья. Это поведение необходимо осваивать и отрабатывать.
- Эмоциональный аспект. Он отражает положительный эмоциональный настрой в отношении своего здоровья и его поддержания, а также волевые усилия, прилагаемые для сохранения своего здоровья.
- Эстетический аспект. Он отражает эстетическое восприятие устройства человеческого организма, его физического строения, красоту тела и духа, полного здоровьем и силой.
- Рефлексивный аспект. Он отражает уровень освоения учащимися норм и правил ведения здорового образа жизни, нацеленность на самоконтроль своей деятельностью, с целью предотвращения нанесению вреда своему здоровью.
Факторы развития здорового образа жизни у ребенка
Формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения является острой социальной проблемой современного общества. Эта проблема связана с тем, что реализация концепции здорового образа жизни не имеет педагогической ориентации. Данная проблема должна иметь не только социальный, но и педагогический характер, а также быть важным направлением образовательной программы и образовательной политики современного государства.
Ориентация учащихся на формирование здорового образа жизни определяется следующими факторами:
- Национальные особенности государства и его политического устройства.
- Общественное мнение.
- Уровень технологического развития общества и научный прогресс.
- Образовательная система и стадия ее развития.
- Семейное воспитание.
Формирование ценностного отношения к здоровью, понимание его значимости является итогом тщательной воспитательной работы. А значит, образовательная система и уровень ее развития являются ведущим фактором, определяющим успех формирования стремления к здоровому образу жизни у подрастающего поколения. Для развития ценностного отношения к здоровью, следованию концепции здорового образа жизни требуется правильно организованная воспитательная работа.
Рисунок 1. Здоровый образ жизни. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Условия эффективного развития здорового образа жизни подрастающего поколения
Педагогический процесс, ориентированный на формирование стремления к поддержанию и сохранению здоровья детьми разных возрастов и уровней развития, должен быть выстроен на основе соблюдения ряда правил, которые обеспечат эффективность воспитательных мероприятий по формированию здорового образа жизни. К ним относятся:
- Наполненность образовательной программы содержанием понятия здорового образа жизни, отражающего значимость здоровья для социальной, биологической и экологической сферы жизни общества.
- Формирование экологических представлений учащихся и экологической культуры.
- Разработка оптимальной педагогической технологии по формированию представлений о здоровом образе жизни и воспитании ценностного отношения к нему.
- Построение системы воспитательного взаимодействия между педагогами образовательных учреждений и родителями учащихся, а также сторонними институтами, заинтересованными в развитии здорового образа жизни у подрастающего поколения.
- Создание развивающей среды в образовательных учреждениях, ориентированной на развитие ценностного восприятия здоровья.