Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогические особенности современной семьи

Социальная сущность семьи

Определение 1

Семья – это социальная общность, наиболее значимая форма организации личностного быта, базирующаяся на супружеском союзе и родственных связях, то есть это многосторонние отношения мужа и жены, родителей и детей, братьев и сестер, а также других родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство.

С позиции психологического содержания, структуры и форм семьи, к универсальным признакам семьи относят:

  • гетеросексуальную связь;
  • систему родственных отношений;
  • обеспечение и развитие социальных и индивидуальных личностных качеств;
  • осуществление определенной экономической деятельности.

Социальная сущность семьи имеет двойственный характер. С одной стороны, она является социальным институтом, а с другой – малой социальной группой, со своими закономерностями развития и функционирования. Это объясняет ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических и религиозных отношений, а вместе с этим относительную самостоятельность.

В рамках социально-правовой сущности, права ребенка в семье защищены следующими документами:

  • Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • Конституцией РФ;
  • Законом «Об образовании».

Необходимо отметить, что социология и педагогика семьи первостепенное внимание уделяют выяснению структуры семьи и определению ее типов.

Классификация семей в современной социологии

Структурно-содержательная сторона семьи представлена не только ее количественным составом и числом совместно проживающих поколений, но и системой позиций, социальными ролями ее членов в конкретных социально-экономических условиях.

Например, урбанизацией был изменен уклад и ритм жизни, что изменило и семейные отношения. Семьи в городах не были обременены ведением большого хозяйства, ориентировались на самостоятельность и независимость, а потому вступили в следующую фазу развития. На замену патриархальной семье пришла супружеская, со специфическим отношением к браку. В соответствии со структурными параметрами выделяют следующие формы брака:

  • моногамные – один мужчина и одна женщина;
  • полигамные – один мужчина и несколько женщин или наоборот;
  • групповые – несколько мужчин и женщин.
«Педагогические особенности современной семьи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

На основании родственных отношен партнеров, брак может быть экзогамным – при котором браки внутри одной родственной группы запрещены; а также эндогамным – браки осуществляются в пределах одной социальной группы.

Также выделяют семьи нуклеарные и расширенные.

Нуклеарная семья – это структура, включающая родителей и находящихся у них на иждивении детей. Преимущественно именно такую семью считают наиболее важным социальным объединением.

Расширенная семья – это структура, включающая нуклеарную семью, а также других родственников – бабушек, дедушек, внуков, дядей, тетей и пр.

Педагогическая классификация современных семей

На основании воспитательных ошибок выделяют несколько видов семей;

  1. Благополучные семьи успешно выполняют свои функции, практически не требуют поддержки со стороны социальных педагогов, так как благодаря адаптивным способностям, основанным на материальных, психологических и других внутренних ресурсах могут быстро адаптироваться к нуждам своего ребенка и способны успешно решать задачи его воспитания и развития.
  2. Семьи группы риска имеют ряд отклонений от норм, которые не позволяют отнести их к благополучным семьям. Например, неполные и малообеспеченные семьи, так как адаптивные способности их снижены. Они хорошо справляются с задачей воспитания ребенка, но для этого требуется большое напряжение своих сил, поэтому социальные педагог должен наблюдать за состоянием семьи, имеющихся в них дезадаптирующих факторов, отслеживать степень их компенсирования другими положительными характеристиками, а при необходимости – оказать своевременную помощь.
  3. Неблагополучные семьи – с низким социальным статусом в одной из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не могут справиться с возложенными на них функциями, их адаптивные способности значительно снижены, семейное воспитание детей протекает с рядом больших трудностей, медленно и малорезультативно. Этот тип семьи требует активной и обычно продолжительной поддержки со стороны социального педагога.
  4. Асоциальные семьи – взаимодействие с ними наиболее трудоемкое, так как их состоянию нужны коренные изменения. В таких семьях родители обычно ведут аморальный и противоправный образ жизни и жилищно-бытовые условия в них не соответствуют элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а детей обычно никто не воспитывает, дети фактически безнадзорные, полуголодные, зачастую отстают в развитии, становятся жертвами насилия. Работа социального педагога в таких семьях должна проходить в тесном контакте с правоохранительными органами, органами опеки и попечительства.
  5. Нейтральные семьи, в которых преобладает так называемое «свободное» воспитание, и дети предоставлены сами себе. Родители занимаются только зарабатыванием денег. Преимущественно эти семьи представлены матерями-одиночками и разведенными женщинами. Также это многодетные семьи с ослабленными социально-моральными нормами, с низким культурным уровнем.

Для социально-педагогического понимания проблемы семьи особенно важно рассматривать педагогически несостоятельные семьи, которые часто ошибочно называют неблагополучными. Их основа – не финансовая несостоятельность, а неспособность родителей осуществлять социально-половое и социально-педагогическое воспитание. Педагогически несостоятельные и конфликтные семьи зачастую не способны оказывать на детей прямое десоциализирующее влияние. Антиобщественные ориентации формируются у детей в связи с тем, что педагогические ошибки и тяжелая морально-психологическая атмосфера заменяют воспитательную роль семьи, а духовные потребности отходят на второй план. Это вызывает неорганизованность жизнедеятельности семьи, нежелание совместного досуга в связи с отсутствующими культурными запросами со стороны взрослых и слишком разными интересами детей и родителей. Зачастую это все вызывает формирование криминогенного типа семьи.

Дата последнего обновления статьи: 28.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot