Социальная сущность семьи
Семья – это социальная общность, наиболее значимая форма организации личностного быта, базирующаяся на супружеском союзе и родственных связях, то есть это многосторонние отношения мужа и жены, родителей и детей, братьев и сестер, а также других родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство.
С позиции психологического содержания, структуры и форм семьи, к универсальным признакам семьи относят:
- гетеросексуальную связь;
- систему родственных отношений;
- обеспечение и развитие социальных и индивидуальных личностных качеств;
- осуществление определенной экономической деятельности.
Социальная сущность семьи имеет двойственный характер. С одной стороны, она является социальным институтом, а с другой – малой социальной группой, со своими закономерностями развития и функционирования. Это объясняет ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических и религиозных отношений, а вместе с этим относительную самостоятельность.
В рамках социально-правовой сущности, права ребенка в семье защищены следующими документами:
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Конституцией РФ;
- Законом «Об образовании».
Необходимо отметить, что социология и педагогика семьи первостепенное внимание уделяют выяснению структуры семьи и определению ее типов.
Классификация семей в современной социологии
Структурно-содержательная сторона семьи представлена не только ее количественным составом и числом совместно проживающих поколений, но и системой позиций, социальными ролями ее членов в конкретных социально-экономических условиях.
Например, урбанизацией был изменен уклад и ритм жизни, что изменило и семейные отношения. Семьи в городах не были обременены ведением большого хозяйства, ориентировались на самостоятельность и независимость, а потому вступили в следующую фазу развития. На замену патриархальной семье пришла супружеская, со специфическим отношением к браку. В соответствии со структурными параметрами выделяют следующие формы брака:
- моногамные – один мужчина и одна женщина;
- полигамные – один мужчина и несколько женщин или наоборот;
- групповые – несколько мужчин и женщин.
На основании родственных отношен партнеров, брак может быть экзогамным – при котором браки внутри одной родственной группы запрещены; а также эндогамным – браки осуществляются в пределах одной социальной группы.
Также выделяют семьи нуклеарные и расширенные.
Нуклеарная семья – это структура, включающая родителей и находящихся у них на иждивении детей. Преимущественно именно такую семью считают наиболее важным социальным объединением.
Расширенная семья – это структура, включающая нуклеарную семью, а также других родственников – бабушек, дедушек, внуков, дядей, тетей и пр.
Педагогическая классификация современных семей
На основании воспитательных ошибок выделяют несколько видов семей;
- Благополучные семьи успешно выполняют свои функции, практически не требуют поддержки со стороны социальных педагогов, так как благодаря адаптивным способностям, основанным на материальных, психологических и других внутренних ресурсах могут быстро адаптироваться к нуждам своего ребенка и способны успешно решать задачи его воспитания и развития.
- Семьи группы риска имеют ряд отклонений от норм, которые не позволяют отнести их к благополучным семьям. Например, неполные и малообеспеченные семьи, так как адаптивные способности их снижены. Они хорошо справляются с задачей воспитания ребенка, но для этого требуется большое напряжение своих сил, поэтому социальные педагог должен наблюдать за состоянием семьи, имеющихся в них дезадаптирующих факторов, отслеживать степень их компенсирования другими положительными характеристиками, а при необходимости – оказать своевременную помощь.
- Неблагополучные семьи – с низким социальным статусом в одной из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не могут справиться с возложенными на них функциями, их адаптивные способности значительно снижены, семейное воспитание детей протекает с рядом больших трудностей, медленно и малорезультативно. Этот тип семьи требует активной и обычно продолжительной поддержки со стороны социального педагога.
- Асоциальные семьи – взаимодействие с ними наиболее трудоемкое, так как их состоянию нужны коренные изменения. В таких семьях родители обычно ведут аморальный и противоправный образ жизни и жилищно-бытовые условия в них не соответствуют элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а детей обычно никто не воспитывает, дети фактически безнадзорные, полуголодные, зачастую отстают в развитии, становятся жертвами насилия. Работа социального педагога в таких семьях должна проходить в тесном контакте с правоохранительными органами, органами опеки и попечительства.
- Нейтральные семьи, в которых преобладает так называемое «свободное» воспитание, и дети предоставлены сами себе. Родители занимаются только зарабатыванием денег. Преимущественно эти семьи представлены матерями-одиночками и разведенными женщинами. Также это многодетные семьи с ослабленными социально-моральными нормами, с низким культурным уровнем.
Для социально-педагогического понимания проблемы семьи особенно важно рассматривать педагогически несостоятельные семьи, которые часто ошибочно называют неблагополучными. Их основа – не финансовая несостоятельность, а неспособность родителей осуществлять социально-половое и социально-педагогическое воспитание. Педагогически несостоятельные и конфликтные семьи зачастую не способны оказывать на детей прямое десоциализирующее влияние. Антиобщественные ориентации формируются у детей в связи с тем, что педагогические ошибки и тяжелая морально-психологическая атмосфера заменяют воспитательную роль семьи, а духовные потребности отходят на второй план. Это вызывает неорганизованность жизнедеятельности семьи, нежелание совместного досуга в связи с отсутствующими культурными запросами со стороны взрослых и слишком разными интересами детей и родителей. Зачастую это все вызывает формирование криминогенного типа семьи.