Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогические основы развития речи дошкольников

Особенности дошкольного возраста

Определение 1

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи ребенка – фонетической, лексической, грамматической.

Полноценное владение родным языком в период дошкольного детства – необходимое условие решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше начнется обучение родному языку, тем более свободно ребенок будет его использовать позже.

Дошкольная ступень развивающего образования предполагает обеспечение общего психического развития детей дошкольного возраста и творческое освоение основ культуры детьми в различных типах деятельности: речевой, художественно-эстетической и игровой.

В дошкольном образовании развитию речи, обучению родному языку отведено ведущее место. В этом процессе очень важную роль играют эмоции, которые включены в систему интегрированных эмоциональных и когнитивных процессов и могут оказывать воздействие на развитие образного мышления.

Владение речью позволяет ребенку овладевать своими эмоциями, управлять ими, тормозить одни и усиливать другие эмоциональные проявления в определенных ситуациях общения с окружающими.

Ребенком усваивается общественно выработанный язык чувств, название и описание эмоциональных состояний в процессе развития речи и в речевом общении. Усвоение языка эмоций, а также способность ребенка сопереживать, понимать свои чувства и чувства других людей формируется в ходе целенаправленного процесса обучения, развития творческих способностей, а также на основании его практического взаимодействия с окружающей средой.

Развитие речи в дошкольном возрасте

Развитие речи и речевого общения в значительной степени зависит от эмоциональной чувствительности ребенка и от его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, то есть общего тона общения, тембра, интонаций обращения к ребенку, силы голоса, темпа речи. Эмоции, при включении в систему интегрированных эмоциональных и когнитивных процессов, играют важнейшую роль в процессе развития образного мышления. Владение речью позволяет детям управлять своими эмоциями, тормозить одни и усиливать друге эмоциональные проявления в определенной ситуации общения с окружающими.

«Педагогические основы развития речи дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Леонтьев А.А. раскрывая структуру любого речевого высказывания, отмечал наличие следующих умений:

  • быстрая ориентировка в условиях общения;
  • умение планировать свою речь;
  • умение выбирать содержание, для передачи которого должны быть подобраны языковые средства;
  • обеспечение обратной связи, иначе общение не принесет желаемого результата.

Эти умения могут рассматриваться в качестве составляющих языковой компетентности, так как владение ими позволяет перенести усвоенные языковые единицы на новые, еще не встречавшиеся сочетания. Особенно важно развивать эти умения относительно изучения других языков.

Речевое воспитание тесно взаимосвязано с формированием художественно-речевой деятельности, то есть с эстетическим воспитанием. Владение выразительными средствами родного языка может быть сформировано при ознакомлении с произведениями фольклора и литературы.

Обучение детей дошкольного возраста родному языку предоставляет возможность решать задачи нравственного воспитания. Важно развивать коммуникативные способности детей, их умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Речевое воспитание обычно рассматривают в качестве взаимодействия между педагогом и ребенком, который овладевает родным языком. Данная проблема напрямую связана с обучением родному языку, то есть педагогическим процессом, в котором у ребенка и формируются речевые умения и навыки. На основании этого развивается его речь: понимание смысла слова и обогащается словарь, усваивается система языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи и формирование связной речи.

К основным задачам развития речи относят:

  • воспитать звуковую культуру речи;
  • обогатить и активизировать словарь;
  • сформировать грамматический строй речи;
  • обучить связной речи.

Каждая из названных задач обладает целым кругом своих проблем, который должен решаться параллельно и своевременно.

Дети даже без целенаправленного обучения с раннего возраста интересуются языковой действительностью, создают новые слова, ориентируясь при этом на смысловую и грамматическую стороны языка. Стихийное речевое развитие позволяет лишь немногим детям достигнуть высокого уровня, поэтому и нужно целенаправленно воспитывать детей.

О высоком уровне развития речи ребенка дошкольника можно говорить, если наблюдаются следующие критерии:

  1. ребенок владеет литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуется лексикой и грамматикой, выражая свои мысли и составляя любое высказывание;
  2. у ребенка имеется культура общения, умение вступить в контакт и вести диалог со сверстниками и взрослыми, то есть слушать, отвечать на вопросы и задавать их, возражать, объяснять и пр.;
  3. ребенок знает нормы и правила речевого этикета, умеет пользоваться ими в разных ситуациях.

Развитие речи дети обычно осуществляют в разных типах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также в игровой и художественной деятельности и повседневной жизни. Но принести устойчивый развивающий эффект может только обучение языку на специальных занятиях по развитию речи.

Развитие речи в исследованиях рассматривается не только в сфере лингвистики, то есть в качестве овладения ребенком языковыми навыками – фонетикой, грамматикой, лексикой, но и в рамках развития общения детей между собой и со взрослыми, то есть в качестве становления коммуникативных способностей. В связи с этим существенная задача речевого воспитания – сформировать культуру речи и культуру общения.

Главная цель речевого воспитания – творческое освоение ребенком норм и правил родного языка, необходимо научить ребенка гибко ими пользоваться в конкретных ситуациях, овладевать основными коммуникативными способностями.

Дата последнего обновления статьи: 10.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot