Социальная активность – это разнообразные формы и виды деятельности, носящие общественную значимость и, реализуемые в социальной среде.
Социальная активность является свойством личности, благодаря которому происходит развитие его взаимоотношений и взаимодействия с окружающей средой.
Социальная активность является сознательным процессом. Она имеет определенное целевое назначение и носит рациональный характер.
Формирование социальной активности как личностного свойства является достаточно сложным и трудоемким процессом. Особенно сложен этот процесс при работе с подростками, поскольку данной возрастной период имеет ряд специфических черт психического развития организма.
Формирование социальной активности подростков имеет ряд особенностей, которые должны быть учтены при выборе методов и средств ее развития.
Условия формирования социальной активности подростков в педагогическом процессе
Развитие социальной активности подростков требует соблюдения ряда условий, позволяющих достичь прогресса в данном направлении деятельности. К ним относятся:
- Использование проблемного обучения. Технология проблемного обучения способствует развитию навыков самостоятельности и инициативности. Учащиеся учатся самостоятельному поиску информации и ее использованию для решения разнообразных задач, в том числе и социального характера.
- Развитие навыков коллективного взаимодействия. Чтобы успешно существовать в социальной среде и действовать в ней, необходимо развить навыки социального общения и работы в коллективе.
- Развитие критического мышления. Данный вид мышления позволяет применять нестандартный подход к решению разнообразных задач, находить выход из сложных социальных обстоятельств.
- Организация школьного самоуправления. Данный вид деятельности, как нельзя лучше, способствует развитию социальной активности учащихся.
- Организация мероприятий социальной направленности. Подростков необходимо привлекать к участию в социальной деятельности. Для этого организуются субботники(например, уборка городского парка), оказание помощи ветеранам, посещение детских домов, проведение праздников, участие в мероприятиях социального характера, организация конкурсов, выставок творческих работ и т.д.
- Использование программ по развитию активной жизненной позиции. Эти программы должны охватывать весь учебный процесс, все этапы школьного обучения.
Направления деятельности классного руководителя по развитию социальной активности подростков
Классный руководитель – это педагог, осуществляющий руководство учебной и иными видами деятельности учащихся школы, организующий их жизнь в условиях школы, ориентируясь на сохранение здоровья учащихся, обеспечение комфортных условий социального взаимодействия и развитие социальной активности.
Классный руководитель располагает целым арсеналом методов и средств, ориентированных на решение различных образовательных и воспитательных задач учащихся. Все эти средства составляют его педагогическую мастерскую. Она помогает педагогу в решении разнообразных организационных задач и проблем, возникающих в ходе школьной жизнедеятельности детей.
Целевым назначением работы мастерской классного руководителя является организация жизнедеятельности класса, способствующей их развитию и выбор воспитательных приемов, ориентированных на развитие определенных качеств личности учащихся, их социальное становление и утверждение их жизненной позиции.
Основными направлениями работы педагогической мастерской классного руководителя по формированию социальной активности подростков являются:
- Создание системы классного самоуправления.
- Организация различных праздников.
- Организация конкурсов для учащихся. Они способствуют развитию соревновательного духа учащихся, повышают их активность в социальной жизнедеятельности.
- Проведение внеклассных часов на разные темы. Здесь могут быть организованы тренинги общения, развитие гражданской позиции учащегося, привлечение сторонних специалистов для решения каких-то задач(например, социальных педагогов для обоснования роли человека в социальной среде).
- Организация благотворительной деятельности, ориентированной на оказание помощи ветеранам войны, инвалидам, нуждающимся гражданам, детям-сиротам.
Организация классного самоуправления как способ развития социальной активности подростков
Классное самоуправление является способом развития организаторских способностей учащихся. Особенно актуально использование данного приема, в качестве средства развития социальной активности подростков.
В подростковом возрасте, учащийся стремится к самостоятельности, самовыражению и самоутверждению. Он не желает принимать какие-то правила социального поведения, а стремится к построению общества по своим законам. Для этого и используется система классного самоуправления. Она развивает у подростков навыки делового общения, способствует реализации их взгляда на устройство образовательного процесса, обеспечения его продуктивной реализации.
Что касается развития социальной активности, то самоуправление способствует:
- Принятию подросткам разнообразных социальных ролей.
- Развитию опыта социального взаимодействия.
- Повышению навыков построения коммуникативных связей и отношений.
- Развитию чувства ответственности.
- Осознанию подросткам себя, как части коллектива и определению своего место в нем.
- Развитию навыков борьбы с трудностями.
- Формированию целенаправленной деятельности.
Классное самоуправление является сложным и трудоемким процессом. Оно требует активной деятельности всех учащихся, классного руководителя и родителей. Для построения системы классного самоуправления выбирается высший орган, который и реализует данный процесс. В него входят учащиеся, которые, по мнению коллектива, являются наиболее ответственными и способными организовать деятельность других. У
Управляющий орган осуществляет разработку основных направлений деятельности коллектива, распределение их в течение дня, недели, месяца, четверти, организацию режимных моментов, выбирает ответственных за выполнение различных видов деятельности.
Задачей классного руководителя является обучение подростков самоуправлению, оказание помощи в этом процессе и предоставление, максимально допустимой, самостоятельности в его реализации.