Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогическая мастерская классного руководителя как условие формирования социальной активности подростков

Определение 1

Социальная активность – это разнообразные формы и виды деятельности, носящие общественную значимость и, реализуемые в социальной среде.

Социальная активность является свойством личности, благодаря которому происходит развитие его взаимоотношений и взаимодействия с окружающей средой.

Социальная активность является сознательным процессом. Она имеет определенное целевое назначение и носит рациональный характер.

Формирование социальной активности как личностного свойства является достаточно сложным и трудоемким процессом. Особенно сложен этот процесс при работе с подростками, поскольку данной возрастной период имеет ряд специфических черт психического развития организма.

Формирование социальной активности подростков имеет ряд особенностей, которые должны быть учтены при выборе методов и средств ее развития.

Условия формирования социальной активности подростков в педагогическом процессе

Развитие социальной активности подростков требует соблюдения ряда условий, позволяющих достичь прогресса в данном направлении деятельности. К ним относятся:

  1. Использование проблемного обучения. Технология проблемного обучения способствует развитию навыков самостоятельности и инициативности. Учащиеся учатся самостоятельному поиску информации и ее использованию для решения разнообразных задач, в том числе и социального характера.
  2. Развитие навыков коллективного взаимодействия. Чтобы успешно существовать в социальной среде и действовать в ней, необходимо развить навыки социального общения и работы в коллективе.
  3. Развитие критического мышления. Данный вид мышления позволяет применять нестандартный подход к решению разнообразных задач, находить выход из сложных социальных обстоятельств.
  4. Организация школьного самоуправления. Данный вид деятельности, как нельзя лучше, способствует развитию социальной активности учащихся.
  5. Организация мероприятий социальной направленности. Подростков необходимо привлекать к участию в социальной деятельности. Для этого организуются субботники(например, уборка городского парка), оказание помощи ветеранам, посещение детских домов, проведение праздников, участие в мероприятиях социального характера, организация конкурсов, выставок творческих работ и т.д.
  6. Использование программ по развитию активной жизненной позиции. Эти программы должны охватывать весь учебный процесс, все этапы школьного обучения.
«Педагогическая мастерская классного руководителя как условие формирования социальной активности подростков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Направления деятельности классного руководителя по развитию социальной активности подростков

Определение 2

Классный руководитель – это педагог, осуществляющий руководство учебной и иными видами деятельности учащихся школы, организующий их жизнь в условиях школы, ориентируясь на сохранение здоровья учащихся, обеспечение комфортных условий социального взаимодействия и развитие социальной активности.

Классный руководитель располагает целым арсеналом методов и средств, ориентированных на решение различных образовательных и воспитательных задач учащихся. Все эти средства составляют его педагогическую мастерскую. Она помогает педагогу в решении разнообразных организационных задач и проблем, возникающих в ходе школьной жизнедеятельности детей.

Целевым назначением работы мастерской классного руководителя является организация жизнедеятельности класса, способствующей их развитию и выбор воспитательных приемов, ориентированных на развитие определенных качеств личности учащихся, их социальное становление и утверждение их жизненной позиции.

Основными направлениями работы педагогической мастерской классного руководителя по формированию социальной активности подростков являются:

  1. Создание системы классного самоуправления.
  2. Организация различных праздников.
  3. Организация конкурсов для учащихся. Они способствуют развитию соревновательного духа учащихся, повышают их активность в социальной жизнедеятельности.
  4. Проведение внеклассных часов на разные темы. Здесь могут быть организованы тренинги общения, развитие гражданской позиции учащегося, привлечение сторонних специалистов для решения каких-то задач(например, социальных педагогов для обоснования роли человека в социальной среде).
  5. Организация благотворительной деятельности, ориентированной на оказание помощи ветеранам войны, инвалидам, нуждающимся гражданам, детям-сиротам.

Организация классного самоуправления как способ развития социальной активности подростков

Классное самоуправление является способом развития организаторских способностей учащихся. Особенно актуально использование данного приема, в качестве средства развития социальной активности подростков.

В подростковом возрасте, учащийся стремится к самостоятельности, самовыражению и самоутверждению. Он не желает принимать какие-то правила социального поведения, а стремится к построению общества по своим законам. Для этого и используется система классного самоуправления. Она развивает у подростков навыки делового общения, способствует реализации их взгляда на устройство образовательного процесса, обеспечения его продуктивной реализации.

Что касается развития социальной активности, то самоуправление способствует:

  • Принятию подросткам разнообразных социальных ролей.
  • Развитию опыта социального взаимодействия.
  • Повышению навыков построения коммуникативных связей и отношений.
  • Развитию чувства ответственности.
  • Осознанию подросткам себя, как части коллектива и определению своего место в нем.
  • Развитию навыков борьбы с трудностями.
  • Формированию целенаправленной деятельности.

Классное самоуправление является сложным и трудоемким процессом. Оно требует активной деятельности всех учащихся, классного руководителя и родителей. Для построения системы классного самоуправления выбирается высший орган, который и реализует данный процесс. В него входят учащиеся, которые, по мнению коллектива, являются наиболее ответственными и способными организовать деятельность других. У

Управляющий орган осуществляет разработку основных направлений деятельности коллектива, распределение их в течение дня, недели, месяца, четверти, организацию режимных моментов, выбирает ответственных за выполнение различных видов деятельности.

Задачей классного руководителя является обучение подростков самоуправлению, оказание помощи в этом процессе и предоставление, максимально допустимой, самостоятельности в его реализации.

Дата последнего обновления статьи: 28.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot