Понятие и целевое назначение педагогической этики
Педагогическая этика – это отдельная отрасль педагогики, занимающаяся изучением вопросов профессиональной культуры педагога, формулирующая правила и нормы поведения педагога при осуществлении им профессиональной деятельности.
Педагогическая этика занимается исследованием нравственных основ педагогической деятельности. Она изучает функциональное назначение, структурное устройство, проявления профессиональной нравственности педагога.
Роль педагога в учебно-воспитательном процессе исключительно. Его деятельность ориентирована на создание всесторонне развитой личности будущего гражданина общества, наделенного духовными признаками, ориентирующегося в своей деятельности нравственными принципами и моральными ценностями, соблюдающая культуру поведения в социальной среде. В этой связи, необходимо регулировать профессиональную деятельность педагога. От его нравственного облика зависит успех достижения целей и задач образовательной деятельности. К личности педагога, его моральным принципам, мировоззрению предъявляются серьезные требования современным обществом.
Педагог должен обладать высокими нравственными и духовными качествами, помогающими ему в передаче этических норм и нравственных основ поведения подрастающему поколению.
Таким образом, целевым назначением педагогической этики является определение сущности и роли основных категорий педагогической морали.
Наряду с ведущей целью педагогической этики, можно выделить несколько подцелей ее деятельности:
- Изучение методологии по вопросам сущности, роли и особенностей педагогической морали.
- Формулирование нравственных направлений и аспектов педагогической работы.
- Определение текущих социальных потребностей и требований к нравственному облику современного педагога.
- Исследование индивидуальных личностных качеств педагога.
- Исследование морального сознания педагога и его применения в практической профессиональной деятельности.
- Исследование проблем и подходов к нравственному воспитанию, развитию и самовоспитанию педагога.
- Изучение вопросов нравственности и этики при построение взаимоотношений между педагогом и учащимися.
Педагогическая этика предполагает наделение педагога такими качествами и характеристиками как: профессиональный долг, учительский авторитет, справедливость во всех направлениях деятельности, педагогическая честь.
Рисунок 1. Педагогическая этика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Профессиональный долг педагога отражает социальные требования к личности педагога и моральным аспектам его деятельности. Педагог должен обладать культурой поведения, нести ответственность за свою профессиональную деятельность, выполнять ее качественно, используя творческие подходы и, учитывая потребности социальной сферы, а также личностные потребности и особенности развития учащихся. Кроме того, педагогу необходимо обладать навыками социального взаимодействия, чтобы успешно строить коммуникативные связи и отношения с учащимися, их родителями, членами педагогического коллектива, в котором он работает.
Авторитет педагога формируется, исходя из специфики его личностных и профессиональных качеств. Он отражает наличие духовной власти педагога над сознанием учащихся.
Справедливость педагога отражает его нравственную воспитанность и объективность в отношении каждого учащегося, его поведения, поступков, оценки учебных достижений и иных видов деятельности.
Педагогическая честь отражает социальную оценку его профессиональной деятельности и профессиональных заслуг. При этом, она тесно связана с нравственными основами поведения педагога, его авторитетом, справедливостью и долгом. Поведение педагога должна находится в соответствии с социальными требованиями, предъявляемыми к его личности и профессиональной деятельности.
Педагогическая этика во взаимоотношениях «педагог-учащиеся»
Педагог, его личность и профессиональные качества оказывают огромное влияние на развитие учащихся. Дети исследуют окружающий мир, основы его функционирования, как бы, через призму взглядов педагога. Если педагог приобщает детей к добру и красоте, справедливости и милосердию, то это влияет на формирование взглядов, жизненных ориентиров, нравственных принципов поведения подрастающего поколения.
Педагогическая этика предполагает, что при построении взаимоотношений между педагогом и учащимися необходимо опираться на такие нравственные принципы, которые помогают в развитии высоконравственного гражданина, с чувством собственной социальной значимости и достоинства, творчески и интеллектуально развитого.
В своей деятельности, при построении взаимоотношений с учащимися, педагогу необходимо руководствоваться справедливостью в оценки их поступков, нравственного поведения. Нравственный поведение – это деятельность учащегося, содержащая моральное отношение к конкретным людям, ситуациям, процессам окружающего мира. Такие действия можно оценивать с точки зрения нравственных принципов и моральных норм поведения.
Рисунок 2. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Деятельность педагога должна исключать развитие острых конфликтных ситуаций. Естественно, что педагогическая этика не может исключать конфликты из системы воспитания и обучения. Их развитие естественно. Однако, они должны конструктивно разрушать и преодолеваться на ранних стадиях их развития. Категорически оценивать деятельность учащихся недопустимо. Это может развить психологически неблагоприятную атмосферу в коллективе, усложнит социальное взаимодействие с учащимися.
В качестве основных условий эффективного построения взаимоотношений между педагогом и учащимися, педагогическая этика рассматривает следующие принципы:
- Исключение неопровержимой правоты педагога;
- Отношение с учащимися необходимо строить на основе доброты, исключая потакание и вседозволенность;
- Умение педагога признавать свою неправоту и ошибки;
- Оптимистичный настрой;
- Исключение нереальных, невыполнимых обещаний учащимся;
- Активная жизненная позиция педагога;
- Построение дружеских взаимоотношений с учащимися с сохранение определенной дистанции и личностных границ;
- Предоставление учащимся права в высказывании своего мнения по тому или иному вопросу и его учет;
- Исключение построения диалогов с учащимися с применением криков и оскорблений.