Пальчиковый театр как деятельность дошкольников
Пальчиковый театр – это набор фигурок-персонажей, которые должны надеваться на отдельные пальцы. Они могут быть представлены куколками (дед, баба, Иван-царевич и т. д.), животными (медведь, лиса, зайчик и т. д.), иными предметами (колобок, елочка и т. п.), необходимыми, чтобы инсценировать ту или иную сказку.
Пальчиковый театр представляет собой прекрасную сюжетно-ролевую игру для детей дошкольного возраста, которая помогает:
- стимулировать развитие мелкой моторики;
- знакомить ребенка с такими понятиями, как форма, размер и цвет;
- помогать развивать пространственное восприятие, понимание слева, справа, рядом, друг за другом и пр.;
- развивать воображение, мышление, память и внимание;
- помогать развивать словарный запас и активизировать речевые функции;
- формировать творческие способности и артистические умения;
- знакомить с элементарными математическими понятиями.
Пальчиковый театр для детей – волшебный мир, в котором ребенок через игру познает окружающий его мир.
С первых дней жизни через колыбельные песенки, потешки и прибаутки, ребенок узнает чудесный мир сказок. Из сказок дети черпают свои представления о времени и пространстве, о взаимосвязи человека и природы, о добре и зле, храбрости, хитрости и стойкости.
Пальчиковый театр представляет уникальную возможность расположить ладошке у ребенка сказку на, в которой он займет роль любого героя.
Пальчиковые театры отлично подходят для обучения детей театрализованной деятельности. Театрализованными играми создается эмоциональный подъем, повышается жизненный тонус ребенка, принимая участие в домашних спектаклях, ребенок чувствует себя свободно и раскованно.
Пальчиковый театр представляет прекрасный материал для развития у детей воображения, речи и мышления. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. В процессе игры дети повторяют движения за взрослыми, что активизирует их моторику рук. Это помогает выработать ловкость, навык управления своими движениями, концентрации внимания на одном конкретном типе деятельности.
Работа с пальчиковым театром предполагает прохождение нескольких этапов:
- первое знакомство детей с произведением, по которому предлагается осуществить театральное представление;
- демонстрация иллюстраций и игрушек по рассматриваемому литературному произведению, чтобы определить характер героя, а также его внешний вид;
- совместный с детьми подбор театральных кукол к данному произведению;
- демонстрация способов управления куклами;
- разыгрывание некоторых отдельных эпизодов по литературному произведению, в котором отрабатываются интонации, реплики и фразы.
Пальчиковый театр в работе с детьми невозможно ничем заменить. Игры с маленькими фигурками любимых героев стимулируют речевую активность детей, так как все чувства, которые были вложены в фигурки при их изготовлении (если они изготавливались самостоятельно), вовлекают детей в мир любимых сказочных героев, помогая преодолеть массу блоков и проблем. Игра для ребенка представляет естественное средство самовыражения, а использование символических материалов способствует дистанцированию от проблемных, трудных ситуаций в глазах ребенка.
Пальчиковые театры помогают наладить общение с ребенком. Пальчиковые куклы имеют небольшой размер, их легко взять с собой в любое место – в поликлинику, кафе, в гости, в дорогу, они помогут развлечь ребенка, когда ему станет скучно.
Уникальность пальчикового театра заключается и в том, что пальчиковые куклы заключают в себе творческую энергию, способную передаваться тем, кто берет их в руки.
Варианты игры в пальчиковый театр
Варианты игры в пальчиковый театр напрямую зависят от возраста детей.
В 2-3 года дети готовы играть только по простейшим сценариям, разыгрывать которые лучше одной рукой.
С возраста трех лет может вводиться в игру вторая рука и усложняться сценарий.
В 4-5 лет дети уже могут проиграть несколько действий, которые будут последовательно сменять друг друга.
Сначала нужно просто познакомить детей с фигурками-куколками, дать ребенку потрогать и рассмотреть всех героев сказки. Затем персонажей можно поочередно надевать на пальчики и вести общение с детьми от их имени. Можно предложить ребенку надеть куколку на свой пальчик и попробовать общаться с его героем. Далее перед детьми разыгрывают сказку. Лучше всего дети воспринимают известные им русские народные сказки, такие как «Репка», «Теремок», «Колобок». Лучше, если перед этим прочитали обыгрываемую сказку, рассмотрели иллюстрации, обсудили с ребенком героев и развитие сюжета.
Сначала занятия с пальчиковым театром проходят чисто в качестве театральных представлений.
Как только дети усвоят порядок игры в куколки, можно начинать совместные постановки. Сначала нужно научить ребенка играть одной рукой, а по мере взросления можно выбирать уже более сложные сказки, стихи или песенки, которые включают несколько действий, с большим количеством действующих лиц.
Во время театрального представления обязательно нужно обращать внимание детей на интонацию речи каждого персонажа – мышка говорит писклявым голосом, медведь – басом и пр. Это дает ребенку возможность развивать голосовые интонации и навыки звукоподражания.
В современных условиях реализации ФГОС ДО, обучение детей-дошкольников проходит в процессе игры, так как именно игровая деятельность является основным содержанием жизни детей в период дошкольного детства и представляет их основную деятельность. Это означает, что развивать мелкую моторику необходимо, используя разнообразные игры, игровые упражнения. Одним из наиболее эффективных способов развивать и корректировать речь ребенка является пальчиковый театр и пальчиковые игры.