Теоретические основы проведения открытого занятия в старшей группе ДОУ
Открытое занятие – это урок, на котором присутствуют родители, педагоги, представители администрации ДОУ. Эти уроки включены в систему работы методических объединений, их проводят, чтобы обменяться опытом с воспитателями других детских учреждений образования.
Если занятие проводят в одном образовательном учреждении, то на нем могут присутствовать представители родительского комитета. Если открытое занятие проводится на уровне района, то число гостей может быть существенно больше.
Открытые занятия проводятся для коллег педагогами с высоким уровнем квалификации и большим опытом работы. Их задача – продемонстрировать на практике новые технологии, а также методы организации образовательной и воспитательной деятельности в ДОУ, поделиться своим личным опытом работы и наработками. Открытые уроки, помимо обмена опытом, проводят при аттестации на более высокую квалификационную категорию, а также если педагог принимает участие в профессиональном конкурсе. Также проводят открытые занятие для родителей воспитанников, чтобы ознакомить членов семьи с особенностями образовательно-воспитательной деятельности в ДОУ и продемонстрировать достижения детей.
Открытый урок входит в общее планирование работы группы. По своей продолжительности и объему материала, это занятие не отличается от любого другого. Предпочтительная форма проведения – игровая, или со включение в его структуру игровых элементов. В игре дошкольники легче получают знания и закрепляют их на практике.
Открытому занятию характерна частая смена видов деятельности детей. Разные виды упражнений, заданий, игр и загадок, а также физкультурные паузы должны чередоваться друг с другом.
Виды открытых занятий в старшей группе ДОУ
При выборе темы открытого мероприятия, педагог стремится к максимальному раскрытию новизны и особенностей каждой конкретной темы. Им могут быть организованы занятия с использованием инновационных методов и приемов обучения, например, с применением мультимедийной техники, использованием логоритмики, проведением фитбол-гимнастики. Помимо того, открытый урок моет быть наполнен необычным содержанием – это может быть занятие по здоровому образу жизни, нравственному воспитанию детей и пр.
Выделяют следующие виды открытых занятий в старшей группе ДОУ:
- музыкальные занятия – «Путешествие в страну музыкальных инструментов»;
- занятия по патриотическому воспитанию – «Нет ничего на свете краше, чем Россия наша»;
- занятия, направленные на популяризацию здорового образа жизни – «Мое здоровье в моих руках»;
- занятия по развитию логики – «Путешествие в страну Логику»;
- занятия по бисероплетению – «Разноцветные фантазии»;
- психологические занятия – «Сказочное путешествие в волшебный мир Эмоций»;
- хореографические занятия – «Путешествие по танцевальным станциям»;
- фитбол-гимнастика – «Соревнование прыгунов»;
- занятия по этикету – «Путешествие по острову вежливости»;
- занятия театрализованной деятельностью – «Учимся быть артистами».
Индивидуальные занятия на открытом уроке
Если в группе есть дети, к которым нужен индивидуальный подход, например, часто пропускающие занятия по тем или иным причинам, медленно работающие, излишне застенчивые, педагогически запущенные, это должно быть учтено при подготовке к занятию. Для этой категории воспитанников педагогом разрабатываются задания, учитывающие особенности их психофизического развития, соответствующие теме урока. При этом часть заданий такие дети выполняют совместно со всей группой, чтобы они не чувствовали себя оторванными от коллектива.
Индивидуальные занятия подразумевают также предварительное заучивание стихотворений конкретными воспитанниками, а затем выступление этих детей на открытом занятии.
Приемы повышения мотивации детей к занятию
Старшие дошкольники, находясь в центре внимания незнакомых людей, также как и маленькие дети, могут чувствовать себя некомфортно. Разрабатывая занятия необходимо помнить это, уделяя больше внимания стимулированию мотивации детей на выполнение заданий. В деле мотивации многое зависит от увлеченности темой самого педагога и его умения создавать рабочую атмосферу на занятии.
Повышает мотивацию воспитанников также формирование во время урока обстановки необычности и неожиданности, красочность оформления, использование сюжетно-ролевых игр, театрализация урока, пробуждение сопереживания детей героям сценария, создание ситуации соревнования между командами и между отдельными детьми.
Для детей в возрасте 5-6 лет очень важно получить оценку своих действий и правильности выполнения работы со стороны взрослых. Это способствует повышению самооценки ребенка и повышению интереса к уроку. Выделяют несколько приемов, применяемых на практике:
- словесная похвала детей-дошкольников;
- награда за правильный ответ: наклейка, фишка, смайлик, конфетка. Подводя итоги урока, воспитатель это учтет и похвалит детей по-разному, в зависимости от количества у них фишек или наклеек;
- использование значков «за правильное решение», «за быстрое решение», «за аккуратную работу» и пр.;
- организация переходящего приза «Лучший ученик дня».
В деле мотивации важное значение имеет вводный этап занятия. Нужно суметь провести его таким образом, чтобы привлечь внимание детей. Приход в группу сказочного персонажа всегда интересует детей. Обычно эта роль отводится кукле, но и сам педагог может перевоплотиться в героя волшебной истории.
Также можно начинать занятие интересной игрой, которая сразу привлечет и сосредоточит внимание всех воспитанников, или демонстрацией плаката, который разрабатывается таким образом, чтобы соответствовать структуре занятия. Такой плакат становится опорой для воспитателя при проведении занятия и помогает дошкольникам лучше усваивать новую информацию.
Планирование открытого занятия начинается выбором темы и постановки целей. Далее нужно продумать логику организации занятия, взаимосвязь и последовательность отдельных частей урока, завершенность всех этапов и учет времени, отведенного на их выполнение. Структура занятия должна быть четко продумана, должна иметь занимательный сюжет, отдельные составляющие урока пластично сменяют друг друга, чем гарантируется успех открытого занятия.
Продолжительность открытого занятия в старшей группе, как и обычного, составляет 25-30 минут, но темп работы в этом случае может быть существенно выше.