Функции концовки публичных выступлений и ее виды
Публичное выступление – это выступление перед аудиторией, предполагающее изложение какой-либо информации, которое может сопровождаться демонстрацией наглядных материалов.
Заключение имеет две главные функции: напомнить основную мысль и объяснить, как ее можно применять.
Оратор должен помнить об этих функциях заключения.
Заключительная часть выступления должна логически вытекать из всего предыдущего изложения. Не стоит говорить о переходе к заключению или завершающей части выступления, концовка должна быть очевидной для слушателей и без специально заготовленных вводных слов.
Варианты удачных концовок могут быть следующими:
- цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость. Данный тип концовки особенно хорошо запоминается аудиторией среднего и ниже среднего уровня подготовки;
- обобщающий вывод – должен быть сформулирован так, чтобы аудитория восприняла его именно как вывод, то есть он должен быть кратким и исчерпывающим. Он должен выражаться простыми словами, после вывода ничего добавлять и комментировать не нужно;
- обращение к аудитории – выступление может быть завершено пожеланием слушателям приятного времяпрепровождения или летнего отпуска, поздравить их с грядущими праздниками и пр.;
- подытоживающее повторение – основную форму повторяют в развернутой словесной форме по типу тезиса или перечисления. Слушатели всегда хорошо относятся к краткому повторению, так как люди забывчивы;
- иллюстрация – основную идею поясняют примерами, аналогиями, притчами, аллегориями;
- кульминация – основную мысль высказывают в конце выступления на высокой эмоциональной ноте. Такая кульминационная концовка подходит не всем типам публичных выступлений, но обычно сильно впечатляет слушателей;
- комплимент аудитории;
- юмористическая концовка – может включать шутку, анекдот, смешную историю;
- благодарность за внимание – традиционная, наиболее распространенная концовка. Более интересной ее может сделать оратор, если скажет несколько добрых слов об аудитории, положительно ее охарактеризует, скажет об интересных вопросах, которые были заданы и пр.
Неправильное окончание выступления
Не следует заканчивать выступление шуткой, которая не имеет отношения к теме выступления. Это вызовет только недоумение и нивелирует эффект от всего выступления.
Также не следует извиняться, например, не нужно говорить, что вы не успели охватить весь желаемый объем информации.
Нельзя обрывать речь без заключения и просто уходить.
Нельзя оставлять у аудитории ощущение безнадежности и беспросветности из-за мрачного тона выступления. Обязательно слушатель должен получить некоторую перспективу, наметить выход из сложившейся ситуации и чувствовать уверенность, что худшее не случится. Иными словами, выступление должно завершаться оптимистическим настроением.
Ответы на вопросы аудитории
Начинающие ораторы без опыта часто опасаются вопросов от публики, перед которой выступают. Иногда они считают успешным выступление, на котором не получили ни одного вопроса. Но вопросов бояться не стоит, их даже следует стимулировать, чтобы усилить воздействие своей речи на слушателя.
Отвечать следует на все вопросы, но можно отвечать не в тот же момент, когда был задан вопрос. А отложить ответ на более поздний момент. При этом нельзя относиться к вопросу пренебрежительно, говорить, что вопрос несерьезный или глупый – любой вопрос имеет место быть и должен быть удовлетворен ответом.
Отвечать всем нужно одинаково уважительно. Это значит, что выступающий должен проявлять внимание и уважение к любому, кто задает вопрос.
Ответ на вопрос не должен становиться лекцией внутри лекции. Минута – достаточное время для ответа на любой вопрос.
На каверзные вопросы, заданные с целью выставить выступающего в дурном свете, можно отвечать разными способами. Например:
- контрвопрос – собеседник задает его оратору в ответ на его вопрос. Тогда нужно пообещать дать ответ после получения ответа на свой вопрос;
- блокирующий вопрос – фактически представлен риторическим вопросом, или вопросом-мнением. На вопрос такого типа можно отреагировать двояко. Во-первых, отвечать на такой вопрос как на смысловой, а не риторический, то есть относиться к нему серьезно. Во-вторых, продемонстрировать, что идея, заключенная в вопросе, верна, но только при соблюдении некоторых условий, а в рамках выступления рассматриваются другие условия;
- каверзный вопрос – предполагающий разоблачение в чем-либо, демонстрацию слабости оратора. Каверзные вопросы также предполагают двоякие ответы, можно либо отвечать полностью откровенно и доверительно, либо иронизировать;
- вымогающий вопрос – попытка оказать на выступающего давление, уговорить его согласиться с точкой зрения автора вопроса;
- вопрос-несогласие – предполагает противопоставление высказываниям оратора какого-то иного мнения. С которым стоит согласиться и рассмотреть его в качестве одной из точек зрения на поставленный вопрос.
Если выступающий получает письменные записки, и не успевает ответить на некоторые из них в связи с дефицитом времени, стоит пригласить задавших эти вопросы остаться после выступления, чтобы получить на них ответ.
При получении оскорбительной или грубой записки, принцип остается тем же – без ответа не должно остаться ни одно сообщение. Такая записка может быть трансформирована либо в серьезный и содержательный вопрос, предполагающий такой же ответ, либо может быть вслух зачитана часть вопроса и дан аргументированный отказ на него отвечать.