Детство – это период в жизни человека, связанный с формированием и функциональным развитием морфологических структур организма человека, которые определяют дальнейшие возможности индивида. В этой связи, на дошкольном этапе развития требуется акцентировать внимание на формировании у детей стремления к здоровому образу жизни.
Дети и их жизненные установки в период средне-дошкольного возраста находятся на слабо развитом уровне. Нервные процессы у них еще не устойчивы и достаточно гибки. Поэтому, дети проще поддаются убеждению и формированию мотиваций. Дальнейшее следование концепции здорового образа жизни определяется жизненными установками, сформированными на дошкольном этапе развития.
Основы воспитания ценностного отношения детей к своему здоровью
Здоровью детей уделяется огромное значение, а проблема формирования здорового образа жизни детей является приоритетной в современном обществе. Это обусловлено рядом обстоятельств:
- Наличие тенденций к росту заболеваемостей детей. Дети все чаще стали переносить серьезные заболевания, угрожающие их нормальной жизнедеятельности и жизни.
- Наблюдается тенденция снижения функциональных способностей детей. В настоящее время был отмечен огромный спад детской активности во многих направлениях. Свои функции, в тех или сферах, дети перестали выполнять в должном объеме и их качество значительно снизилось.
- Сокращаются темпы физического и интеллектуального развития детей. Сейчас наблюдается изменение нормативов детского развития. Значения показателей знаний и навыков детей, которыми они должны обладать к определенному возрасту ежегодно повышаются.
В связи с данными обстоятельствами уделяется огромное внимание формированию у детей ценностного отношения к своему здоровью. Технология формирования здорового образа жизни у детей базируется на следующем ведущем принципе: обеспечение заинтересованности детей в физической активности, формирования любви и уважения к физической культуре и спорту, выполнению физических упражнений.
От заинтересованности ребенка в физкультурной активности зависит формирование его навыков к здоровой жизнедеятельности. Таким образом, происходит формирование мотивации к здоровью и складывается ценностное отношение к нему.
Физическое воспитание является приоритетным направлением в развитии детей среднего дошкольного возраста. Оно базируется на том, что физическая активность необходима ребенка. Движения – это основа его существования. От двигательной активности ребенка зависит его эмоциональный настрой, умственное развитие. Она помогает сформировать основы нормального общественного поведения, привычки и вкусы. Дети испытывают потребность в движении. Она стоит на одной ступени с потребностью в удовольствии. Дети желают совершать какие-либо движения. В этом они самоутверждаются и развиваются . Именно на этапе среднего дошкольного возраста актуально развивать у ребенка ценностное отношение к своему здоровью. При этом, оно не должно представлять лишь теоретическую базу знаний. Такое усвоение будет не интересно ребенку и, вряд ли, принесет должный воспитательный эффект. Дети должны быть включены в те виды деятельности, которые им интересны. Только так, они смогут почувствовать программу формирования здорового образа жизни и будут заинтересованы в ее выполнении.
У детей должно быть развито стремление к сохранению своего здоровья, а достичь этого возможно посредством выполнения практических действий и совершения реальных поступков.
Уровни формирования здорового образа жизни у детей
Технология формирования ценностного отношения детей к своему здоровью предполагает выделение трех уровней решения данной проблемы:
- Информационные данные. На этом уровне формируются теоретические знания детей, касающиеся физической культуры, спорта, здоровья и его возможных нарушениях. Детям необходимо дать информацию о том, насколько важно сохранять свое здоровье, поддерживать его, следить за работой своего организма. Дети обучаются правилам гигиены, узнают о физических упражнениях, которые необходимо выполнять регулярно, познают недуги и учатся бороться с ними.
- Эмоциональная мотивация. На этом уровне происходит формирование у ребенка хорошего отношения к физической культуре, к физическим занятиям. Детей необходимо заинтересовать в их посещении, сделав занятия увлекательными, наполненными содержания и смыслового назначения. Только испытание положительных эмоций при выполнении физических упражнений положительно скажется на формировании ценностного отношения ребенка к своему здоровью.
- Реальная деятельность. На этом уровне дети сами стремятся включиться в работу по формированию здорового образа жизни, пропагандируют его.
Каждое занятие, ориентированное на формирование ценностного отношения к здоровью, должно проходить в единстве трех уровней, развивая и расширяя детские возможности, формируя пространство для их реализации и делая их более продуктивными.
Применение художественной литературы в качестве средства формирования ценностного отношения к здоровью
Одним из средств формирования ценностного отношения к своему здоровью является художественная литература. Ее функциональная роль огромна. Она способна воспитывать, развлекать, развивать и, главное, стимулировать ребенка к выполнению определенных действий.
Являясь источником знаний, литература помогает развивать детскую личность, воспитывать ее и обучать чему-то новому.
При использовании художественной литературы в дошкольном возрасте, важно обратить внимание на особенности ее восприятия и понимания детьми.
В среднем дошкольном возрасте, дети способны к аналитическому восприятию произведений т.е. они могут дать оценку поведению и поступкам героев, а также могут выявить самые простейшие причинно-следственные связи, чтобы сделать произведение более глубоким и осознать его смысловое назначение. Содержание произведения достаточно интересно ребенку этого возраста. Они стремятся понять мотивы поведения героев, понять их эмоции и даже обращают внимание на подтекст.
Поскольку, дети среднего дошкольного возраста воспринимают художественную литературы на таком уровне, то она помогает развить их представление о здоровье, осознать его значимость. Художественные произведения содержат данные о здоровье, его сохранении, развивают у детей стремление к активному образу жизни. Множество сказок, басен, колыбельных ориентированы на здоровьесберегающее воздействие, формирование здорового образа жизни у ребенка.