Понятие аутизма
РАС (расстройства аутистического спектра) – это широкий круг расстройств, связанных с аномальным поведением, которые характеризуются качественными нарушениями социального взаимодействия, вербальной и невербальной коммуникации, а также стереотипными поведением, интересами и активностью.
Специфическое лечение РАС отсутствует, но идет совершенствование и разрабатываются новые методике по работе с детьми и взрослыми с РАС, направленные на коррекцию поведенческих и когнитивных нарушений, обучение, развитие и социализацию этих людей.
Развитие речи у детей с аутизмом может сильно отличаться от нормативного и количественно, и качественно. То есть, может наблюдаться как задержка речевого развития, так и появление эхолалии, нарушение грамматического строя речи и ограниченное ее использование.
Качественное нарушение – один из основных диагностических критериев РАС и выявляется практически у всех детей с аутизмом. Качественные нарушения коммуникации при аутизме касаются вербальной и невербальной коммуникации.
Особенности речевого развития при РАС
Лео Каннером было отмечено, что для аутизма характерны особенности речи, такие как ее позднее развитие, эхолалия, затруднение в употреблении местоимений. Обычно это становится заметно на втором году жизни.
В более раннем возрасте обнаруживаются особенности, отличающие речь ребенка с РАС от речи ребенка с нормативным развитием. Черты прелингвистического развития при аутизме:
- недифференцированный, сложный для интерпретации плач;
- гуление ограниченное или необычное, напоминающее визг или крик;
- отсутствие имитации звуков.
Аутичные дети в возрасте 18-36 месяцев часто пользуются нетипичными невербальными вокализациями, по сравнению с нормативно развивающимися сверстниками. Аутичные дети в возрасте 22-30 месяцев используют слова из разных категорий – звуки, названия животных, транспорта, игрушек и пр. При этом они практически не обозначают желания, эмоции и психические состояния.
Импрессивная речь у аутичных детей развивается раньше экспрессивной, как и при нормотипичном развитии. В тяжелых случаях дети с аутизмом вообще не начинают говорить, но даже в такой ситуации они используют альтернативные коммуникативные средства – письмо, жесты, карточки или пиктограммы. Вместе с этим, отдельные дети с РАС могут демонстрировать раннее и бурное речевое развитие.
Около 25-30% детей с РАС начинают говорить, но позже полностью утрачивают речевой навык. Часто это происходит в промежутке 15-24 месяца, причем регресс может возникать внезапно или проявлять себя постепенно. Вместе с регрессом речевых навыков может отмечаться утрата возможности использования жестов и утрата всех социальных навыков.
Особенности экспрессивной речи
Речевые нарушения наиболее четко проявляются после 3х-летнего возраста. Детям с РАС свойственны отсроченные или непосредственные эхолалии, тенденции к повторению готовых фраз без самостоятельного конструирования предложений, затруднения при начале и продолжении диалога, замена местоимений. Часто дети переставляют звуки, неправильно употребляют предложные конструкции. Также часто детям трудно контролировать громкость своего голоса, речь воспринимается как механическая и скучная. Нарушения речи у аутичных детей подразделяют на пять групп по их генезу и патогенетическому уровню:
- речевые нарушения вследствие задержки развития – косноязычие, эхолалия, бедный словарный запас и пр.;
- нарушения речи вследствие задержанного становления сознания Я, проявляющееся неправильным употреблением местоимений и глагольных форм;
- нарушения речи кататонической природы – вербигерация, эгоцентрическая внутренняя речь, скандирование, растянутость или ускоренность звукопроизношения;
- нарушения речи в связи с психическим регрессом – проявляется речь довербального фонематического уровня;
- речевые расстройства, связанные с патологией ассоциативного процесса – нарушается смысловая сторона речи – незавершенные, непоследовательные ассоциации, контаминации и пр.
Формальные особенности речи детей с РАС
Эхолалии – наиболее распространенная речевая особенность при аутизме. Обычно эхолалии описывают в качестве неконтролируемого автоматического повторения слов, которые ребенок услышал в чужой речи. Такие повторения могут возникнуть сразу за услышанным, то есть непосредственные эхолалии, либо существенно позже – отсроченные эхолалии.
Многие исследователи считают эхолалии примитивной попыткой сохранить социальный контакт, если ребенок встретил недоступные ему речевые стимулы, и это считают хорошим прогностическим признаком. В связи с этим эхолалии подразделяют на коммуникативные и некоммуникативные.
Некоммуникативные эхолалии не имеют определенной направленности и необходимы ребенку для регуляции своего состояния, чтобы получить удовольствие или просто проверить слово.
Коммуникативные эхолалии можно использовать, чтобы сообщить информацию, просьбу о помощи, протест или указание.
Аутичные дети используют больше коммуникативные эхолалии.
Общая стереотипность, характерная для детей с РАС, представлена в речи также более сложными, чем эхолалии, ритуалами.
Вербальные ритуалы – это фиксированная последовательность высказываний, которые строятся детьми таким образом, что чувствует принуждение завершить их в определенной последовательности.
При этом дети не только могут самостоятельно совершать вербальные ритуалы, но и принуждают к этому других.
Неологизмы – это слова, которых нет ни в одном языке, известном ребенку, но ребенок сам их констатирует.
Принято различать пассивные неологизмы – бессмысленное звукосочетание; активные неологизмы – имеют определенный смысл. Также типичным развитием предполагается наличие неологизмов, называемых физиологическими, которые могут встречаться у детей до пяти лет.