Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов у ребенка, характеризующееся незрелостью эмоционально-волевой сферы, которое может быть потенциально преодолено посредством специально организованного коррекционного обучения и воспитания.
Речь является одной из важнейших функций, которые крайне необходимы для полноценного психического развития ребенка. Именно своевременно сформированный грамматический строй языка ребенка является главным условием его полноценного психического и речевого развития. У детей дошкольного возраста с ЗПР речевая система недостаточно сформирована. Несформированность имеет различную степень, в зависимости от организованной с ребенком коррекционной воспитательно-образовательной работы и степени ЗПР. Зачастую речь дошкольника с ЗПР имеет ситуативный характер. Переход к контекстной речи отмечается ближе к школьному возрасту.
В настоящее время, дети дошкольного возраста с ЗПР обучаются и воспитываются по специально разработанным для них коррекционным программам. Также с недавнего времени реализуются новые виды обучения и воспитания, которые называют интегрированными.
Интегрированные вид обучения и воспитания для детей дошкольного возраста с ЗПР – это специально организованный педагогический процесс, который объединяет детей, имеющих различные формы ЗПР, и реализуемый не в рамках специального коррекционного учреждения, а в рамках обычных ДОУ.
Интегрированное обучение и воспитание подразумевает, что дети с ЗПР занимаются и воспитываются с нормально развивающимися сверстниками. Данный подход является качественно новым в современной педагогике и показывает высокие результаты.
Процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ЗПР опирается на особенности индивидуального психического развития детей. К таким особенностям относятся:
- недостаточный запас знаний об окружающем мире;
- низкая познавательная активность;
- замедленный темп генерирования высших психических функций;
- слабая регуляция случайной деятельности;
- нарушение различных сторон речи.
Особое значение в развитии ребенка дошкольника с ЗПР имеет речь. Именно уровень ее развития позволяет судить об общем психическом развитии ребенка, а также о имеющихся у него отклонениях и аномалиях. Выявленные аномалии и отклонения показывают исследователям, какие стороны психофизического развития ребенка требует особого внимания. Касаться они могут речевой и слуховой систем, зрительного восприятия, интеллектуальной сферы, двигательной системы и эмоционально-волевой сферы. Причины данных отклонений весьма разнообразны. Кроме всего прочего, дети с ЗПР отличаются низкой работоспособностью и продуктивностью, неустойчивой памятью и слабым развитием опосредованного запоминания.
При организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР необходимо помнить, что в младшем дошкольном возрасте дети с ЗПР имеют выраженную задержку речевого и двигательного развития, а в старшем дошкольном возрасте у них отмечается отставание в полноценном овладении речевой деятельностью.
Отличительные особенности развития речи детей дошкольного возраста с ЗПР
Большое значение в развитии речи детей дошкольного возраста с ЗПР имеет структура несовершенства общего развития, которая имеет ряд характерных особенностей.
Период детского словотворчества начинаетсяя позже, чем у детей с нормой развития и продолжается до 7-8 лет.
Ребенок дошкольного возраста с ЗПР используется в своей речи в основном существительные и глаголы. Общий словарный запас речи очень скуден и неточен. Зачастую дети знают слово, но не понимают его значения и не могут полноценно использовать в своей речи. Также детям с ЗПР достаточно сложно описывать события или предметы, так как они испытывают трудности в подборе слов-антонимов и слов-синонимов.
Недостаточная развитость грамматического строя – проявляется в виде нарушения порядка слов в предложении, пропуска некоторых членов предложения. Это связано с тем, что у детей с ЗПР неполноценно развито грамматическое программирование.
Основные ошибки, которые совершают дети с ЗПР – это пропуск предлогов, неправильное использование падежа существительных, несогласованность слов в предложении, затруднения в образовании новых слов с использованием приставок и суффиксов.
Дефект звуковой произносительной стороны – проявляется в виде низкого ориентирования в звуковой действительности речи, затрудненной дифференциацией звуков, а также сложностям в звуковом и буквенном анализе.
Своеобразие связной речи – дети испытывают сложности при составлении рассказа по картинке (иллюстрации) или при пересказе прочитанного педагогом.
Речь дошкольника с ЗПР отличается непроизвольностью и неосознанностью при построении фраз. Им сложно давать логичный и развернутый ответ на вопросы, зачастую дети сбиваются с мысли или «перескакивают» с мысли на мысль.
Недостаточная сформированость планирующей и регулирующей функции речи - характеризуется недоразвитостью основных этапов порождения речевого высказывания.
Данная особенность обусловлена незрелостью внутреннего программирования, низкой активностью речи, трудностями мысленного создания плана текста, «соскальзывания» с темы. То есть, в процессе общения или выполнении речевого задания, дети с ЗПР не могут мысленно задать четкий замысле своего высказывания.
Таким образом, развитие речи у детей дошкольного возраста с ЗПР требует особого подхода, использование достаточного количества языкового материала и стимулирования ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени. Очень важно как можно раньше выявить ЗПР у ребенка и начать проводить с ним организованную коррекционную работу. Только в этом случае к школьному возрасту можно будет добиться необходимого результата в развитии речи.