Особенности мышления детей дошкольного возраста с РАС
Аутизм – это заболевание, связанное с нарушениями речевых функций и психического развития человека, затрудняющими его социальную адаптацию.
Если у ребенка аутизм диагностирован в раннем возрасте, то лечение может дать положительный результат, а главной его направленностью будут обучение и социализация.
Аутистическое расстройство – это сложное психическое расстройство, характеризующееся наивысшей степенью самоизоляции. Его основными признаками являются уход от контактов в реальности и бедность эмоционального спектра. Дети с данным заболеванием могут некорректно реагировать на окружающую действительность и недостаточно взаимодействовать с социумом.
Американским детским психиатром Лео Каннером был описан впервые синдром расстройства аутистического спектра в 1943 году. Автор проводил наблюдения за 11 детьми и выделил пять главных диагностических признаков РАС:
- полное отсутствие аффективных контактов с другими людьми;
- стремление сохранить однообразие в окружающей обстановке и повседневных действиях;
- привязанность к отдельным предметом и постоянное верчение их в руках;
- речь, не предназначенная для коммуникации;
- хороший познавательный потенциал, проявляющийся прекрасной памятью или выполнением проверочных тестов.
Вне зависимости от Л. Каннера, австрийским педиатром Гансом Аспергером было описано состояние, которое он назвал аутистическая психопатия. Им было отмечено необычайно раннее развитие речи ребенка, когда речь появлялась раньше, чем ребенок начинал ходить. У таких детей отмечено своеобразное использования языка, необычные интонации, словотворчество. При этом они не могли создать полноценного зрительного контакта с бедной мимикой и жестами, моторной неловкостью, дисгармоничными, угловатыми движениями.
Е. Блейер – швейцарский психиатр, автор термина «шизофрения», выделил следующие признаки мышления детей с РАС:
- нелогичность мышления, когда нет не только логики, но и вообще никаких регулярных правил движения мысли. При этом мысли пребывают в грубом противоречии и с действительностью, и между собой. При этом индивид полностью игнорирует пространственные и временные отношения;
- образное мышление, неконтролируемое, направляемое только желаниями и опасениями индивида, никак не считающегося с реальностью. При этом содержание мысленных образов такого, что воспринимается в качестве отвечающих его потребностям, в чем бы они ни состояли.
В отечественной наук первым заговорил об расстройстве аутистического спектра (РАС) в качестве самостоятельного нарушения С.С. Мнухин – детский психиатр. Им была выдвинута концепция органического, то есть обусловленного органическим поражением ЦНС, происхождения РАС.
Большой вклад в исследование данного нарушения был внесен В.М. Башиным, В.В. Лебединским, О.С. Никольским и др.
Е.В. Каган рассматривал в качестве причины РАС неравномерность развития предпосылок общения, под которыми понимал:
- возможность адекватно воспринимать и интерпретировать информацию;
- достаточно полно и адекватно использовать выразительные средства общения;
- адекватно планировать и гибко варьировать поведение;
- выбирать способ и стиль общения.
Иными словами, РАС представляет собой отклонения в психическом развитии ребенка, главное проявление которых – нарушения в процессе общения с внешним миром и затруднения в процессе формирования эмоциональных контактов с другими людьми.
Современное состояние проблемы, оказание помощи детям с РАС
Сегодня в России отсутствуют программы, утвержденные для оказания помощи детям с РАС. Это объясняется тем, что группа детей с РАС объединяет разные нарушения в развитии. В современном мире разработана масса методик, направленных на лечение аутизма, и практически каждый месяц появляется нечто новое. Наиболее часто используют следующие методики:
Холдинг-терапия, или форсированная поддержка – включает попытку форсированного, практически насильственного образования физической связи матери и ребенка, так как отсутствие данной связи – центральное нарушение при аутизме. Назначение данной терапии – исключить неприятие ребенком матери и развить в нем чувство комфорта.
Прикладной анализ поведения – базируется на научных принципах поведения, и помогает ребенку получить необходимый социальный набор навыков и знаний, например, о чистке зубов или порядке одевания. Иными словами, данная методика дает ребенку алгоритм действий какого-либо действия, и закрепить его в памяти. Данная методика базируется на мотивации ребенка в процессе использования поощрения за отличную и хорошую учебу.
Игровое время – базируется на развивающем вмешательстве и взаимодействии с ребенком с РАС. Данный метод предполагает шесть этапов развития ребенка: интерес к миру, привязанность, двухсторонняя коммуникация, осознание себя и решение социальных проблем, символическая игра, осознание эмоциональных идей и эмоционального мышления. Задача методики – помочь ребенку преодолеть все эти стадии.
Сенсорная интеграция – базируется на том, что люди при познании окружающего мира, должны сочетать чувства с ощущениями собственного тела. Дети с РАС этого делать не могут, так как это одна из особенностей их поведения. В коррекционной работе необходимо использовать раздражители, повышающие эмоциональный тонус ребенка.
TEACCH-программа базируется на лечении и обучении детей с РАС. Данный метод основан на индивидуальном подходе, то есть ребенку предлагают курс обучения, учитывающий его возраст, особенности и четко структурированные условия обучения. Обучение базируется на привитии навыков общения, социализации, обучение практическим навыкам и подготовка к самостоятельной взрослой жизни.
Музыкальная терапия может давать положительные результаты, сказываясь на общем поведении ребенка с РАС:
- отмечается улучшение показателей мнестической деятельности, в том числе концентрация внимания;
- изменение в лучшую сторону динамики в развитии коммуникативных навыков;
- появление у ребенка мотивации к взаимодействию;
- появление желания самовыражаться и творчески себя проявлять.
Пет-терапия – лечение животными – направлена на развитие коммуникативных навыков ребенка. Тесное общение с животными снижает частоту вспышек насилия у больных, избавляя от головных болей и бессонницы. Наиболее распространены кошкотерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, канистерапия и пр.