Принуждение – это использование определенных способов воздействия на человека, которые приводят к выполнению им нежеланных действий, корректировке своей деятельности, изменению своего мнения.
Применение принуждения в качестве средства воспитания должно быть рациональным и целесообразным. Хорошо использовать его в комплексе с другими методами, не ставя принуждение в приоритетную позицию.
Содержание метода принуждения в воспитании
Использование принуждения в воспитательном процессе т.е. таких мер по отношению к воспитанникам, которые заставляют их действовать определенным образом, который им неприятен и нежеланен, возможно только тогда, когда его использование сопровождается убеждением воспитанников и опирается на иные методы и приемы воспитания.
Метод принуждения хорош только в крайних случаях. Он применим в отношении тех учащихся и в тех ситуациях, когда иные методы воспитательного воздействия не дали должного эффекта.
Принуждение относится к методам педагогического воздействия, базирующемся на активной реализации волевых качеств педагога по отношению к учащимся, которые не соблюдают правила учебной деятельности, нарушают дисциплину, не выполняют требования педагога и руководства учебной организации, родителей и иных попечителей, нарушают моральные принципы поведения, ведут себя асоциально и противоправно.
Применение принуждения является искусством, которым должен овладеть педагог, чтобы это метод приносил должный воспитательный эффект, а не тормозил развитие ребенка, вызывал у него психические нарушения и приводил к нервным расстройствам, подавлению воли и чувства собственного «Я».
Страдание и терпение не должны стать итоговыми продуктами развития детской личности. В этом случае, метод принуждения можно считать нецелесообразным и, даже, неприменимым в воспитательной практике.
Продуктивность педагогической работы определяется не характером применяемого принуждения, а отношением к данной воспитательной методике. Постоянное использование принуждения приводит к негативным последствиям. Поэтому, нужно найти баланс между авторитарным стилем педагогической деятельности и полной свободой учащихся, чтобы исключить необходимость применения принуждения.
Формы принуждения в воспитательном процессе
Использование принуждения в воспитании является необходимым методом воспитательного воздействия. Конечно, он нежеланный. При возможности, лучше обойтись без использования принуждения. Но, в некоторых случаях, принуждение просто необходимо, поскольку без использования этого метода не удается «достучаться до ребенка», побудить его к выполнению каких-то действий или обязанностей, заставить что-то осознать или принять, сформировать правильное общественно полезное поведение.
Педагогическое принуждение должно использоваться педагогом только в том случае, если он способен контролировать себя, обладает достаточным уровнем квалификации и мастерства, способен использовать принуждение в разумной степени, не давая ему стать насилием над ребенком.
Принуждение в воспитательном процессе используется в следующих основных формах:
- Категорические требования – настойчивая просьба выполнения каких-то действий, исполнения обязательств. Настойчивость, в данном случае, выступает ключевым моментом требования, а его категоричность говорит о том, что воспитатель не пойдет на уступки и не изменит своих требований.
- Запрет – требование не совершать что-то: какое-то действие, поступок. Он относится к принуждению потому, что ребенок может желать совершить что-то и быть категорически против отказа от своих действий.
- Осуждение – негативная оценка действий и поступков, как правило, коллективного или общественного характера, выражающаяся в виде коллективного порицания, уничижительного обсуждения.
- Наказание – применение разнородных мер и способов по отношению к человеку, совершившему неправильный поступок, облажавшемуся, действия которого привели к аморальным социальным последствиям. Наказание может быть реализовано в виде какого-то ограничения т.е. когда воспитаннику запретили что-то важное для него, лишили удовольствия, условности т.е. воспитанник испытывает муки совести, поскольку его наказали, коллектив его не одобряет и его авторитет оказывается подорванным, а также воспитанника можно наказать изменением отношения к нему т.е. если ранее, он был любимчиком, пользовался уважением в коллективе, получал какие-то дополнительные блага, то теперь его лишают этого.
Правила эффективного применения принуждения в воспитательной деятельности
Использование метода принуждения в воспитании требует соблюдения ряда правил, которые помогают в продуктивном и действенном воспитательном воздействии. К ним относятся:
- Применение принуждения только в том случае, если иные методы воспитательного воздействия не помогли достичь должного результата, либо, когда возникают новые обстоятельства социального характера, требующие изменения поведения граждан в целях сохранения общественного порядка.
- Использование метода принуждения на основе метода убеждения.
- Индивидуальный и дифференцированный подход при использовании метода принуждения.
- Использование метода принуждения только после выяснения причин совершения тех или иных поступков, формирование определенного направления поведения.
- Своевременное использование метода принуждения.
- Ориентация на осознание и принятие воспитанником своей вины.
- Обоснованность и аргументированность принудительных требований.
- Использование метода принуждения при наличии перспективы исправления воспитанников, их реабилитации.
- Использование метода принуждения в правильной форме и в соответствии с конкретной ситуацией.
- Повышенное внимание к воспитанникам, на которых направляется принуждение.
- Оптимальный объем применения метода. Метод не должен способствовать развитию замкнутости, социальной отрешенности, ограничивать свободу воспитанников.