Учебная деятельность - это деятельность учащегося, с одной стороны сопряженная с освоением предметных, надпредметных и метапредметных знаний, умений и навыков, а с другой - с формированием способностей к рефлексии и самосовершенствованию.
Подросток в учебной деятельности характеризуется тенденцией к утверждению собственной субъектной исключительности (индивидуальности). В этот период, особенно у мальчиков, проявляется стремление чем-то выделиться, что способно усилить познавательную мотивацию.
Особенности подросткового возраста
В среднем подростковом возрасте (от 10-11 до 14-15 лет) ведущая роль в жизни школьника принадлежит общению со сверстниками в рамках учебной деятельности. Для этого периода характерна деятельность, включающая учебную, общественно-организационную, спортивную, художественную, трудовую. Выполняя эти виды полезной деятельности, подростки начинают испытывать осознанное стремление участвовать в общественной работе для того, чтобы стать общественно значимым человеком.
Подросток обучается построению общения в различных коллективах, учитывая принятые нормы взаимоотношений, рефлексию своего поведения, умение оценивать возможности собственного «Я». Этот возраст представляет собой самую сложную переходную стадию от периода детства к взрослости. В это время проявляется центральное личностное новообразование индивида в виде «чувства взрослости».
Для подросткового возраста в организации учебной деятельности имеет большое значение специфическая социальная активность. Она проявляется через восприимчивость, сенситивность к усвоению норм, ценностей и вариантов поведения, существующих во взрослом мире и в отношениях.
Один из ведущих исследователей подросткового возраста Д. И. Фельдштейн писал, что социальное созревание индивида, включающее структурирование его самопознания и самоопределение в качестве активно действующего лица может быть определено посредством трансформации общей позиции «Я» в отношении общества. Она меняется на позиции «Я в обществе» и «Я и общество».
Период подросткового возраста, как и другие возрастные периоды, неоднороден и делится на стадии. В этом периоде Фельдштейн выделил три этапа:
- Локально-капризный (10-11 лет), связанный с обострением потребности в признании взрослого человека;
- Право-значимый (12-13 лет), связанный с появлением потребности в общественном признании и началом социально одобряемой полезной деятельности (в речи это выражено через речевую форму «я тоже имею право, я могу, я должен»);
- Утверждающе-действенный (14-15 лет), связанный с доминированием готовности к проявлению и использованию своих сил.
Качества, важные для организации учебной деятельности подростка
Для подростков характерна потребность в достойном положении в коллективе. Они стремятся обзавестись верными друзьями, избежать изоляции в малом коллективе и классе. В этот период появляется высокий интерес к вопросу о «соотношении сил» в коллективе классы, стремление отделиться от всего подчеркнуто детского.
У подростка отсутствует авторитет возраста и появляется отвращение к необоснованному запрету. Он уже воспринимает промахи учителей, склонен переоценивать собственные возможности, реализация которых будет происходить в далеком будущем. У ребенка не развита адаптация к неудачам и отсутствует адаптации к положению «худшего». Он предпочтет предаваться мечтаниям и боится осквернения своей мечты.
Для младшего подросткового возраста присуща требовательность к соответствию слова делу. Часто у такого ребенка именно в этот период появляется повышенный интерес к спорту, коллекционированию. Вместе с этим, для младшего подростка характерны следующие качества:
- Повышенная утомляемость,
- Ярко выраженная эмоциональность,
- Резкость суждений, иногда доходящая до грубости.
По завершению данного периода ученики осознают необходимость самостоятельного выбора последующей программы образования. Этот процесс предполагает достаточную степень формирования устойчивых интересов и предпочтений. Человек уже ориентируется в соответствующих областях трудовой и общественно полезной деятельности.
Организация учебной деятельности подростка
В младшем школьном возрасте ведущей считается учебная деятельность с вхождением, принятием роли и формированием учебных мотивов. У ученика среднего возраста на первый план выходит общественно полезная деятельность в ее разных формах. Немалую роль играет в этот период интимное (личное) общение со сверстниками, включая отношения с представителями противоположного пола.
Организация учебной деятельности подростка обеспечивается активностью, характеризующей индивидуализацию человека. Через особенности выбора средств и способов учебной деятельности подростки начинают собственное утверждение. Сложно переплетенными социально-психологическими процессами организуется одновременная адаптация к новой общности.
Главные процессы в учебной деятельности подростка представлены, с одной стороны, индивидуализацией, а, с другой, уже знакомой и последующей интеграцией. Основной потребностью, которую начинает осознавать подросток, является процесс нахождения себя в себе и в других.
Главная ценность, которую следуетучитывать при организации учебной деятельности, состоит в системе отношений со сверстниками, взрослыми. Подросток подражает осознаваемым или бессознательно следуемым «идеалам», устремляясь в будущее и недооценивая настоящее. При отстаивании собственной самостоятельности, дети начинают формирование и развитие своего самосознания, образа «Я», соотношения реального и идеального «Я» на основе рефлексии.
Через интеллектуализацию психических процессов осуществляется качественное изменение. Это приводит к появлению большей произвольности и опосредованности.
Подросток в качестве субъекта учебной деятельности показывает тенденцию к утверждению своей позиции в качестве субъектной исключительности, «индивидуальности», стремления (особенно у мальчиков) выделяться. Это, как правило, позволяет увеличить познавательную мотивацию при соотнесении с самим содержанием учебной деятельности.