Особенности экспериментирования старших дошкольников
Экспериментальная деятельность – это деятельность, ориентированная на преобразование объектов окружающего мира, на созидание чего-то нового через познание свойств данных объектов.
Экспериментальная деятельность выступает основой развития старшего дошкольника. В этот период, ребенок испытывает огромную любознательность по отношению к различным процессам, объектам и явлениям окружающего мира.
Экспериментирование дошкольников носит активный характер. Ребенок стремится преобразовать что-то, чтобы познать его свойства и основы функционирования. Кроме того, дети испытывают разные качества объектов, их принципы работы в новых условиях. Это обуславливает активное применение данной деятельности в развитии ребенка старшего дошкольного возраста.
Экспериментирование позволяет:
• Проявить ребенку инициативу; • Развить самостоятельность деятельности; • Воспитать познавательную заинтересованность; • Мотивировать к познанию и развитию.
Экспериментальная деятельность старших дошкольников, как правило, возникает по инициативе взрослого. Он предлагает данную деятельность и контролирует ее ход.
Экспериментирование в данный возрастной период имеет следующие особенности проявления:
- Поисковая направленность деятельность. Эксперименты ориентированы на поиск чего-то, достижение какой-то цели.
- Активная позиция ребенка в данном направлении деятельности. Ребенок стремится получить новые знания, навыки, познать основы устройства мира, механизмы его развития и т.д.
- Метод познавательного развития дошкольника. В ходе экспериментирования происходит формирование основ познания и развиваются его разные виды.
- Основа развития творчества старших дошкольников. Экспериментирование основано на созидании и активности дошкольника.
- Опора на игровую деятельность дошкольника. Экспериментирование, как правило, реализуется в форме игры.
- Использование опыта деятельности старшего дошкольника в качестве основы проведения экспериментов.
- Развитие основ активного обучения. Дошкольник не получает готовые знания, а учиться добывать их сам в процессе исследования.
- Элементарный характер экспериментов. Опыты неизвестны только детям. Педагог знает их итоги и ориентирует работу дошкольников на получение каких-то знаний и навыков, новых открытий в ходе подобных экспериментов не совершается. Кроме того, проведение экспериментов является безопасным для детей и предполагает применение тех объектов и предметов, оборудования, использование которого знакомо ребенку.
Рисунок 1. Условия детского экспериментирования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Направления организации экспериментальной деятельности старших дошкольников
Экспериментальная деятельность старших дошкольников ориентирована, прежде всего, на развитие навыков самостоятельного познания, что особенно актуально в этот период. Ребенок готовиться к школе и учиться мыслить и действовать самостоятельно.
Экспериментальная деятельность старших дошкольников осуществляется по следующим направлениям:
- Эксперименты с живой природой: ее объектами и процессами. Здесь, проводится изучение сезонов года и их характеристик, живых организмов, их многообразия и отличительных качеств, местоположения в природе и ее процессах.
- Эксперименты с неживой природой. Осуществляется проведение исследований воды, воздуха, песка, камней, света, теплоты и т.д.
- Эксперименты с человеческим организмом. Они связаны с исследование строения и функций организма, его возможностей.
- Эксперименты с предметной средой. Они связаны с изучением различных предметов, созданных руками человека, их параметрами и преобразованием. Исследуются разнообразные материалы, их свойства, строение рукотворных предметов и т.д.
Содержание экспериментальной деятельности старших дошкольников
Экспериментирование в старшем дошкольном возрасте начинается с создания предметно-пространственной среды в ДОУ. Точнее, оно опирается на ее наличие. Данная среда должна быть хорошо оборудована, характеризоваться разнообразием и наполненностью компонентов.
Содержание работы должно отвечать возрастным особенностям развития дошкольников. Используются те формы работы, которые доступны для выполнения детьми, а также безопасное и знакомое оборудование.
Рисунок 2. Формы экспериментальной деятельности детей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Содержание образовательной деятельности старших дошкольников, имеющей экспериментальную направленность, должно удовлетворять следующим требованиям:
- Возникновение чувства неудовлетворенности своими знаниями и представлениями о каких-то объектах у детей;
- Понятное смысловое содержание новых знаний (понятий, категорий) для детей старшего дошкольного возраста;
- Правдоподобность новых знаний и понятий в детском представлении. Иными словами, ребенок должен предполагать, что именно так может быть устроен тот или иной объект, у него могут быть такие свойства и функциональные возможности;
- Связь нового знания с уже имеющимися. Нельзя, чтобы итоги экспериментальной деятельности, приводили к открытию такого знания, которое не имеет никакого отношения к ранее изученным;
- Полезность новых знаний. Учащиеся должны получить такие знания, которые займут приоритетную позицию в области представлений об окружающем мире. Такие знания должны вести к развитию, расширению кругозора, решению проблем, формированию новых идейных взглядов.
Содержание экспериментирования в старшем дошкольном возрасте должно приводить к активной работе ребенка в разных областях познания, стимулировать навыки сравнительной и аналитической деятельности.
Опыты, как приоритетная форма экспериментальной деятельности
В старшем дошкольном возрасте актуально реализовывать экспериментальную деятельность в виде опытов.
Опты – это эмпирический способ познания окружающего мира.
Опыты очень нравятся детям старшего дошкольного возраста. Им интересно проводить с объектами живой и неживой природы, а также предметного мира разнообразные манипуляции, открывающие им их новые свойства и функции.
Опыты проводятся с песком, снегом, глиной, водой и т.д. Дети пробуют лепить фигуры из разного песка (мокрый и сухой), наблюдают за таянием снега при его нагреве, рассматривают материалы через лупу, совершают разные операции с водой (нагревание, охлаждение, смешивание с другими веществами). Это активизирует их мыслительную работу, учить сравнивать, анализировать, сопоставлять и делать выводы.