Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности организации экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Особенности экспериментирования старших дошкольников

Определение 1

Экспериментальная деятельность – это деятельность, ориентированная на преобразование объектов окружающего мира, на созидание чего-то нового через познание свойств данных объектов.

Экспериментальная деятельность выступает основой развития старшего дошкольника. В этот период, ребенок испытывает огромную любознательность по отношению к различным процессам, объектам и явлениям окружающего мира.

Экспериментирование дошкольников носит активный характер. Ребенок стремится преобразовать что-то, чтобы познать его свойства и основы функционирования. Кроме того, дети испытывают разные качества объектов, их принципы работы в новых условиях. Это обуславливает активное применение данной деятельности в развитии ребенка старшего дошкольного возраста.

Экспериментирование позволяет:

• Проявить ребенку инициативу; • Развить самостоятельность деятельности; • Воспитать познавательную заинтересованность; • Мотивировать к познанию и развитию.

Экспериментальная деятельность старших дошкольников, как правило, возникает по инициативе взрослого. Он предлагает данную деятельность и контролирует ее ход.

Экспериментирование в данный возрастной период имеет следующие особенности проявления:

  1. Поисковая направленность деятельность. Эксперименты ориентированы на поиск чего-то, достижение какой-то цели.
  2. Активная позиция ребенка в данном направлении деятельности. Ребенок стремится получить новые знания, навыки, познать основы устройства мира, механизмы его развития и т.д.
  3. Метод познавательного развития дошкольника. В ходе экспериментирования происходит формирование основ познания и развиваются его разные виды.
  4. Основа развития творчества старших дошкольников. Экспериментирование основано на созидании и активности дошкольника.
  5. Опора на игровую деятельность дошкольника. Экспериментирование, как правило, реализуется в форме игры.
  6. Использование опыта деятельности старшего дошкольника в качестве основы проведения экспериментов.
  7. Развитие основ активного обучения. Дошкольник не получает готовые знания, а учиться добывать их сам в процессе исследования.
  8. Элементарный характер экспериментов. Опыты неизвестны только детям. Педагог знает их итоги и ориентирует работу дошкольников на получение каких-то знаний и навыков, новых открытий в ходе подобных экспериментов не совершается. Кроме того, проведение экспериментов является безопасным для детей и предполагает применение тех объектов и предметов, оборудования, использование которого знакомо ребенку.
«Особенности организации экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Условия детского экспериментирования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Условия детского экспериментирования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Направления организации экспериментальной деятельности старших дошкольников

Экспериментальная деятельность старших дошкольников ориентирована, прежде всего, на развитие навыков самостоятельного познания, что особенно актуально в этот период. Ребенок готовиться к школе и учиться мыслить и действовать самостоятельно.

Экспериментальная деятельность старших дошкольников осуществляется по следующим направлениям:

  1. Эксперименты с живой природой: ее объектами и процессами. Здесь, проводится изучение сезонов года и их характеристик, живых организмов, их многообразия и отличительных качеств, местоположения в природе и ее процессах.
  2. Эксперименты с неживой природой. Осуществляется проведение исследований воды, воздуха, песка, камней, света, теплоты и т.д.
  3. Эксперименты с человеческим организмом. Они связаны с исследование строения и функций организма, его возможностей.
  4. Эксперименты с предметной средой. Они связаны с изучением различных предметов, созданных руками человека, их параметрами и преобразованием. Исследуются разнообразные материалы, их свойства, строение рукотворных предметов и т.д.

Содержание экспериментальной деятельности старших дошкольников

Экспериментирование в старшем дошкольном возрасте начинается с создания предметно-пространственной среды в ДОУ. Точнее, оно опирается на ее наличие. Данная среда должна быть хорошо оборудована, характеризоваться разнообразием и наполненностью компонентов.

Содержание работы должно отвечать возрастным особенностям развития дошкольников. Используются те формы работы, которые доступны для выполнения детьми, а также безопасное и знакомое оборудование.

Формы экспериментальной деятельности детей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Формы экспериментальной деятельности детей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Содержание образовательной деятельности старших дошкольников, имеющей экспериментальную направленность, должно удовлетворять следующим требованиям:

  1. Возникновение чувства неудовлетворенности своими знаниями и представлениями о каких-то объектах у детей;
  2. Понятное смысловое содержание новых знаний (понятий, категорий) для детей старшего дошкольного возраста;
  3. Правдоподобность новых знаний и понятий в детском представлении. Иными словами, ребенок должен предполагать, что именно так может быть устроен тот или иной объект, у него могут быть такие свойства и функциональные возможности;
  4. Связь нового знания с уже имеющимися. Нельзя, чтобы итоги экспериментальной деятельности, приводили к открытию такого знания, которое не имеет никакого отношения к ранее изученным;
  5. Полезность новых знаний. Учащиеся должны получить такие знания, которые займут приоритетную позицию в области представлений об окружающем мире. Такие знания должны вести к развитию, расширению кругозора, решению проблем, формированию новых идейных взглядов.

Содержание экспериментирования в старшем дошкольном возрасте должно приводить к активной работе ребенка в разных областях познания, стимулировать навыки сравнительной и аналитической деятельности.

Опыты, как приоритетная форма экспериментальной деятельности

В старшем дошкольном возрасте актуально реализовывать экспериментальную деятельность в виде опытов.

Определение 2

Опты – это эмпирический способ познания окружающего мира.

Опыты очень нравятся детям старшего дошкольного возраста. Им интересно проводить с объектами живой и неживой природы, а также предметного мира разнообразные манипуляции, открывающие им их новые свойства и функции.

Опыты проводятся с песком, снегом, глиной, водой и т.д. Дети пробуют лепить фигуры из разного песка (мокрый и сухой), наблюдают за таянием снега при его нагреве, рассматривают материалы через лупу, совершают разные операции с водой (нагревание, охлаждение, смешивание с другими веществами). Это активизирует их мыслительную работу, учить сравнивать, анализировать, сопоставлять и делать выводы.

Дата последнего обновления статьи: 21.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot