Необходимость освоения рисования в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст является самым оптимальным периодом для развития художественных навыков ребенка. В этот период, психические процессы ориентированы на творческое формирование личности и освоение ею разнообразных видов продуктивной деятельности.
Рисование выступает важным направлением продуктивной и творческой деятельности. Оно является доступным для освоения дошкольником и помогает в переносе своего видения окружающего мира и впечатлений о нем на бумагу, посредством карандашей или красок.
Рисование лежит в основе обучения иным видам художественной деятельности и требует оптимального подхода к формированию данных навыков в старшем дошкольном возрасте.
Рисунок 1. Рисунок ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
При обучении дошкольников 5-7 летнего возраста рисованию необходимо опираться на ряд требований и особенностей формирования навыков рисования в данном возрастном периоде. К ним относятся:
- Развитие представления ребенка об устройстве окружающего мира и его многообразии. В ходе рисования, ребенок должен постигать мир и вырабатывать навыки оценки его объектов и процессов: хорошее или плохое, красивое или ужасное, веселое или грустное и т.д.
- Мотивация к рисованию и развитие стремления переноса своего видения мира, своих эмоций и впечатлений от этого на бумагу. Это достигается посредством применения разнообразных методов и приемов воспитательного воздействия.
- Формирование навыков визуальной оценки различных объектов по их признакам: форма, цвет, оттенок.
- Формирование навыков пространственного восприятия объектов и явлений. Ребенок должен уметь отличать различные признаки объектов при их разном пространственном расположении.
- Развитие навыков организации процесса рисования: формирование сюжета картины, выбор цветов и инструментов.
- Формирование знаний о способах выражения своих впечатлений художественными средствами и освоение основных компонентов изобразительного языка: навыки воспроизведения объектов разных форм на бумагу, освоение контурного и комбинированного рисунка.
- Развитие навыков работы с разными красками.
- Освоение разнообразных техник рисования.
- Формирование навыков составления наброска картины, ее корректировки и раскрашивание, не выходя за контуры изображения.
- Формирование основ переноса объектов растительного и животного мира, различных строений на бумагу. Для этого, ребенку нужно освоить этапы процесса рисования и научиться разделять объект на составные компоненты.
Игра как метод освоения рисования старшими дошкольниками
Поскольку, игра является ведущим видом деятельности дошкольника, то она используется в качестве ведущего метода организации дошкольного обучения. Освоение навыков рисования не является исключением. Роль игры в данном процессе очень высока. Она способствует:
- Мотивации детей к рисованию;
- Созданию условий для представления образовательной задачи в занимательной форме;
- Созданию условий для упражнения и тренировки какого-то навыка: отработка техники построения линии, геометрических фигур;
- Формированию интересной обучающей среды, отвечающей возрастным потребностям дошкольника;
- Созданию условий для полноценной реализации творческих способностей ребенка.
В этой связи применение игровых методов обучения оказывается наиболее актуальным и целесообразным для развития у старших дошкольников навыков рисования.
На занятиях по рисованию применяются следующие игровые приемы обучения:
- Игровые упражнения. Они применяются для освоения и тренировки выполнения различных движений рисовального характера. Игровые упражнения способствуют развитию навыков построения линий и тренировки темпа и ритма их проведения, выполнения размахов кистью. Для этого применяются игры, состоящие из одного игрового действия, которое повторяется в течение определенного временного периода. Например, выполнение руками движений, отображающих прыжки зайца или полет птицы.
- Обыгрывание предметов. Как правило, в качестве предметов применяются игрушки. Этот прием применяется на стадии развития замысла сюжета рисунка. Данный прием включает в себя несколько игровых действий, ориентированных на формирование представлений дошкольников о выразительности изображения, формах и цветах объектов, которые требуется нарисовать. Для этого, игра строится в виде следующих игровых действий: ознакомление с общим сюжетом картины (например, гуляет медведь по лесу); формирование представлений о формах объектов (медведь срывает листики овальной формы); получение представлений о цветах, которые требуются применять при рисовании (медведь собирает букет из красных цветов и складывает их в свою коричневую круглую корзинку).
- Обыгрывание незаконченного изображения. Данный прием помогает стимулировать детей к выполнению рисунка и полноценно реализовать замысел сюжета. Педагог направляет рисование детей: « Тебе не кажется, что в лесу не хватает деревьев?» «Мишка может замерзнуть без шапки и перчаток зимой» и т.д.
- Обыгрывание нарисованного изображения. Данный прием необходим для того, чтобы научить детей анализировать свое творчество и творчество других детей. Обыгрывание реализуется на завершающем этапе занятия, когда рисунок уже нарисован. Объект, который нарисован ребенком становится игрушкой, которая выполняет определенные действия. Например, заяц скачет по столу, девочка спешит домой кушать и т.д.
- Ролевые игры. Такие игры помогают взять на себя роль художника, творца и создать свой рисунок: определенной тематики и определенного предназначения. Например, ребенок может стать редактором печатного цеха и выполнить оформление обложки какой-то книги или же, стать волшебником, который отправляется в сказочную на поиск сокровищ. А может, ребенок станет модельером и будет создавать коллекцию модной одежды на определенный сезон.
- Дидактические игры. Они основаны на выполнении игровых действий по правилам и носят обучающий характер. Применяются игры, ориентированные на дорисовку сюжета сказки и недостающего элемента пейзажа (например, идет дождь и не нарисована туча).