Что такое публичное выступление
Публичное выступление – это комплексное понятие, которое объединяет такие явления как: выступление перед аудиторией на открытой площадке, выступление на телевидении, общение с руководителями, работодателям, подчиненными и просто общение внутри дружеской компании.
Знания психологии публичных выступлений необходимы в любой ситуации, когда требуется проявить свои лучшие качества, продемонстрировать умение коммуницировать и презентовать свои профессиональные навыки. Успешное устное публичное выступление – это не просто монолог, а подписание контракта, новая работа, деловые партнеры и общественное признание. Целью публичного выступления является интерес аудитории, которая внимательно слушает оратора и реагирует на его ораторские приемы, умение вдохновлять своими идеями других людей.
Секреты публичного выступления
Когда оратор заходит в аудиторию, он должен двигаться уверено, не следует семенить и суетиться. Своей походкой нужно убедить слушателей в своем спокойствии. После представления ведущим обязательно нужно подняться со своего места, посмотреть в зал и слегка улыбнуться, чтобы войти в непосредственный зрительный контакт с присутствующими.
Чтобы обозначить степень своей значимости и вызвать уважение у аудитории, нужно держать под контролем максимально возможное пространство. Не надо стремиться показать себя маленьким человеком и прятаться где-то в углу сцены. Обязательно нужно занять место в центре или хотя бы периодически туда возращаться.
После того, как занято место выступления, не нужно торопиться начинать говорить. Обязательно надо сделать паузу, во время которой есть возможность подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение и взаимодействие. При сильном волнении можно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи. Также во время такой паузы можно оценить пространство вокруг себя и представить, как оно может быть использовано.
Далее можно не просто охватить глазами аудиторию, а внимательно осмотреть зал, присмотреться ко всей аудитории. Можно задержать взгляд на отдельных присутствующих, которые и станут зрительной опорой. После фиксации таких визуальных «маяков», следует начинать речь.
Мимика и жесты предоставляют слушателям огромное количество информации, производят впечатление более глубокое по сравнению со словами. Жестами концентрируется внимание на информации. Существуют три правила жестикулирования:
- не класть руки в карманы;
- не прятать руки за спину;
- не занимать руки посторонними предметами.
Руки – помощники, поэтому они должны всегда быть свободными и готовыми к объединению в единое целое с мыслями.
Не следует применять оборонительные движения тела, например, скрещивать руки на груди, закладывать их за спину. Скрещивание рук говорит о неуверенности в том, что говорит оратор. Нужно постоянно контролировать осанку, держа спину прямой, а голову поднятой.
Выступая на публике, не нужно застывать на месте и сильно закидывать голову назад, так как это отталкивает аудиторию и задерживает поток психологической энергии, который постоянно должен оказывать воздействие на всех присутствующих. Обязательно нужно двигаться, показывая себя живым и энергичным.
У произносящего речь должен быть постоянный зрительный контакт с аудиторией. Опытный оратор всегда отслеживание реакцию и внимание слушателей, переводит взгляд с первых рядов на более отдаленные. В связи с чем нельзя надолго опускать глаза, чтобы прочитать текст или посмотреть в план выступления.
Также необходимо учитывать культурные, национальные, религиозные и какие-либо другие особенности слушающих. Например, китайцы и японцы могут негативно отреагировать на открытый взгляд в глаза, так как это не принято в восточных культурах. Шутки на национальную или религиозную тематику лучше не произносить, а, если и делать это, то с большой осторожностью.
Нужно следить за мимикой, она не должна быть замороженной и неподвижной. Иначе публика заскучает и перестанет проявлять интерес к выступлению. Основой привлекательности оратора является легкая приятная улыбка. Можно пробовать переходить к каждой следующей ключевой теме с особыми изменениями в выражении лица: немного поднимать брови или водить глазами, использовать медленный поворот головы. Можно включать в работу руки – изменять их позицию. Но поза всегда должна быть достаточно свободной.
Многократное повторение простых и выразительных фраз, а также ярких ключевых словосочетаний помогает публичному выступлению стать успешным. Но они должны употребляться уместно и в подходящий момент времени. Нельзя допускать, чтобы содержание фраз было далеким от мыслей, которые должны быть донесены до аудитории.
Не нужно демонстрировать превосходство или легкомыслие общаясь с аудиторией, не вещать менторским тоном «с высока». Нужно серьезно относиться к формулированию ответов на поставленные вопросы, так как ответы позволяют еще раз подчеркнуть основные тезисы выступления. Нужно стараться не раздражаться, не проявлять враждебность или сарказм, даже если вопросы не приятны. Лучше быть спокойным и доброжелательным, разбавляя речь легким уместным юмором.
Любые неожиданности и неловкости должны быть восприняты философски, может сломаться микрофон, упасть на пол стакан с водой, случиться неловкая пауза и пр. Нельзя показывать свою растерянность и проявлять негатив по отношению к отрицательным моментам, возникшим случайно или оказавшимся подготовленными врагами. Лучше реагировать на это с легким юмором, обыгрывая их в выгодном для себя направлении. Оратору необходимо контролировать ситуацию, показывая, что это не препятствует выступлению и не выбьет из колеи.
В завершении своей речи следует посмотреть в глаза слушателям и сказать что-то приятное, что продемонстрирует удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в завершении выступления задержится в памяти слушателей, оказав влияние на восприятие ими прослушанной речи.