Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Soft Skills в компетенции библиотекаря

Компетенции библиотекаря в современных условиях

Изменения, затронувшие современный социум, появление новых технологий, внедрение в практику работы инновационных форм обслуживания пользователей обусловливают важность формирования новых профессиональных умений и навыков, выработку компетенций, которые бы отвечали «духу времени» и запросам стремительно меняющегося информационного пространства.

В этих условиях библиотекарь перестает быть только «хранителем данных», «архивариусом». Владение новыми технологиями выводит его на уровень медиации в процессах, связанных с поиском, обработкой и презентацией информации в ходе удовлетворения запросов пользователей. Способ осуществления деятельности современного библиотекаря описывается в понятиях «медиации» и «коллаборации» как форм интеграции усилий специалистов разного профиля при работе над проектом общего содержания.

Определяя требования к современным компетенциям библиотечного специалиста, исходят из модели, основанной на ряде ключевых умений и навыков:

  1. Когнитивные компетенции, которые предполагают теоретическую и научную подготовку специалиста, его навыки осуществления научно-исследовательской, познавательной деятельности.
  2. Социально-поведенческие компетенции, связанные с умением взаимодействовать с окружающими для эффективного решения возникающих профессиональных проблем. Сюда можно отнести уровень развития коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта, способность к проявлению эмпатии.
  3. Цифровые компетенции, включающие умения использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, программные и цифровые ресурсы, телекоммуникационные системы.
  4. «Надпредметные» компетенции, которые отражают способности человека, необходимые для успешной адаптации к условиям меняющегося мира знаний: широта и гибкость ума, критичность мышления, умение быстро обрабатывать большой объем информации, легко ориентироваться в современном информационном потоке, вычленяя из него необходимые сведения, а также коммуникабельность, умения и навыки командной работы.
«Soft Skills в компетенции библиотекаря» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Последнюю группу «надпредметных компетенций» специалисты в области изучения библиотечного труда относят к группе «Soft Skills», то есть «мягких навыков», которые противопоставляются понятию «Hard Skills», отражающему в основном представление о работе с аппаратно-программными средствами.

«Soft Skills» в компетенции библиотекаря

Важность развития «Soft Skills» в подготовке библиотекарей отмечается специалистами, которые занимаются изучением библиотечной профессии в России и за рубежом. Так, Л. Федерер говорит о пяти основных качествах, которые способствуют развитию «мягких навыков» библиотечного работника:

  1. Навыки публичного выступления и презентации библиотечного продукта.
  2. Навыки командной работы, а также умения, связанные с межличностной и профессиональной коммуникацией.
  3. Навыки письменного общения.
  4. Умение передавать опыт коллегам, транслировать его пользователям в четкой и доступной форме.
  5. Развитие отношений с теми пользователями, которые занимаются изучением или передаче информации (сфера науки, образования, прикладных исследований).

Помимо этих составляющих «мягких навыков» также можно выделить лидерские качества, адаптивность, умения управлять информационными процессами.

В России в подготовке специалистов-библиотекарей в высших учебных заведениях реализуются стандарты, основанные на компетентностном подходе, который также включает широкий круг «Soft Skills», способность к самостоятельному принятию решений, высокую адаптивность, внедрение IT-решений в библиотечную практику, развитие различных форм коллективного взаимодействия библиотекарей, стимулирование креативности.

В практике библиотечного обслуживания сложился свой взгляд на систему мягких навыков», которая необходима современному специалисту. Она включает следующие направления:

  1. Развитие личной эффективности через совершенствование форм труда и самоорганизации библиотекаря, повышения эффективности его деятельности не за счет расширения круга обязанностей, а за счет перераспределения текущей нагрузки, грамотного выстраивания стратегии и планирования деятельности.
  2. Выстраивание эффективной коммуникации с коллегами, администрацией, профессиональным сообществом, а также пользователями и социумом.
  3. Совершенствование цифрового интеллекта, навыков работы с электронными ресурсами, а также дизайн-мышления как стратегий клиентоориентированной деятельности, когда конкретный продукт или услуга библиотеки создается с учетом нужд и запросов пользователей.
  4. Формирование навыков управление проектами и командой, которые позволяют эффективно реализовывать текущие задачи.

Таким образом, система «Soft Skills», необходимая современному библиотекарю, базируется на междисциплинарном подходе к подготовке будущего библиотечного специалиста, который становится «проводником» в мир информации для пользователей.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot