Формирование сюжетно-ролевой игры и этапы ее усложнения
Сюжетно-ролевая игра – это тип деятельности детей, в процессе осуществления которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу жизнедеятельности и общения взрослых.
Организация сюжетно-ролевой игры с целью всестороннего развития ребенка предполагает систематическое и умелое воздействие воспитателя на нее, не нарушающее детского творчества.
Перед воспитателе в сюжетно-ролевой игре стоят следующие задачи:
- развивать игру как деятельность;
- расширять тематику детских игр, углублять их содержание;
- дать детям положительный социальный опыт;
- использовать игры с целью сплочения детского коллектива;
- развивать все стороны личности ребенка, в том числе его психические процессы (мышление, воображение, память, речь), эмоциональные и волевые проявления;
- подготовить ребенка-дошкольника к жизни в социуме, социализировать его личность.
Руководство игрой предполагает ее поэтапное формирование, учитывая те факторы, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на каждой возрастной ступени в дошкольном детстве:
- первый этап (1-3 года) – основное содержание игры – действия с предметами, осуществляемые в определенной последовательности, несмотря на частое нарушение этой последовательности;
- второй этап (3-4 года) – основное содержание игры – действия с предметами, развертывающиеся более полно и последовательно в зависимости от роли, которую уже обозначили словом;
- третий этап (5-6 лет) – основное содержание игры – действия с предметами, но дополненные действиями по установлению различных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначают еще до начала игры;
- четвертый этап (6-7 лет) – основное содержание игры – отражение отношений и взаимодействия взрослых между собой. Тематика игры может быть разнообразной, определяясь не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей.
Общая характеристика сюжетно-ролевой игры
Игра, как и любая другая деятельность, обладает некоторыми структурными компонентами:
- игровым замыслом;
- сюжетом;
- содержанием игры;
- ролями;
- игровыми действиями.
Игровой замысел – это общее определение того, во что и каким образом будут играть дети. Его формулируют словами, отраженными в самих игровых действиях, оформляя игровое содержание и представляя стержень игры.
Сюжет игры – это сфера деятельности, воспроизводимая детьми. Сюжет – это отражение детьми определенного набора действий, событий и взаимоотношений их жизни и деятельности окружающих.
Содержание игры – это то, что дети воспроизводят как центральный и характерный момент деятельности (отношения взрослых в бытовой, трудовой и общественной деятельности).
Роль – это средство реализации сюжета, а также главный компонент сюжетно-ролевой игры. Любая роль предполагает свои правила поведения, которые ребенок берет из окружающей жизни.
Ролевое действие – это деятельность ребенка, выполняющего определенную роль. Последовательностью ролевых действий характеризуется ролевое поведение в игре.
Принципы организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ
Воспитатель ДОУ должен помогать детям овладевать игровыми умениями. Для этого педагогу необходимо соблюдать ряд принципов организации сюжетной игры в детском саду.
Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он должен занять роль того, кто умеет интересно играть эмоционального партнера, с которым ребенок будет чувствовать себя наравне, ощущать себя вне оценок, проявлять инициативу.
Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего периода дошкольного детства, но на каждом этапе игра должна разворачиваться так, чтобы дети могли открыть и усвоить новые, более сложные способы ее построения.
Начиная с раннего возраста и на каждом последующем этапе, необходимо формировать игровые умения и вместе с этим ориентировать ребенка как на осуществление игровых действий, так и на пояснение их смысла партнерам – взрослым и сверстникам.
Комплексный метод руководства сюжетно-ролевой игрой и направления ее усложнения
Комплексное руководство представляет собой систему педагогического воздействия, способствующего развитию самостоятельной сюжетной игры детей, основываясь на ее возрастных особенностях и потенциальных возможностей развития детского интеллекта.
В ходе комплексного руководства реализуются четыре группы задач:
- направленные на развитие игрового сюжета;
- направленные на развитие игры как деятельности;
- направленные на формирование взаимоотношений в детском коллективе;
- направленные на формирование самостоятельности и развитие творчества.
Названные задачи могут быть решены благодаря четырем компонентам комплексного руководства:
- ознакомление детей с окружающим миром;
- обогащение игрового опыта детей, то есть совместные обучающие игры педагога и детей, предполагающие передачу им игрового опыта традиционной культуры игры;
- обогащение предметно-игровой среды, то есть своевременные перемены в предметно-игровой среде, учитывающие обогащающийся жизненный и игровой опыт;
- активизирующее общение взрослого и детей, направленное на побуждение каждого ребенка к самостоятельному применению в игровой деятельности приобретенных новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.
Одна из линий развития сюжетно-ролевой игры – изменения, которые происходят в сюжете игры: от игр с бытовыми сюжетами к играм на производственные и общественно-политические сюжеты. Влияет на развитие сюжетов знакомство детей с окружающей действительностью - чем оно обширнее, тем большее число явлений дети отразят в своих играх.
Еще одна линия развития игры – способы ее построения: от цепочки условных действий с предметами игра начинает передавать цепочку специфических ролевых взаимодействий, а позже и последовательные разнообразные события.
Также изменения касаются и форм организации игры – она развивается от индивидуальной игры до совместной деятельности.
Последняя из наиболее значимых линий развития – длительность игровой деятельности – от нескольких минут до нескольких дней. В 3-4 года игра длится не более 15 минут, в 4-5 лет – до 40 минут, а в старшем дошкольном возрасте дети могут играть на протяжении всего дня.