Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Осложнения и диагностика кризиса трех лет

Симптомы кризиса трех лет

Определение 1

Кризис трех лет – это возрастной кризис, который возникает в момент перехода от раннего возраста к дошкольному, ему характерны резкая и кардинальная перестройка сложившихся механизмов личности и становление новых черт сознания и личности ребенка, а также переход к новой разновидности взаимоотношений с окружающими людьми.

Кризис трех лет выражается проявлением негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, протеста, обесценивания, стремления к деспотизму. Впервые они были описаны в работе Э. Келера «О личности трехлетнего ребенка». Выготский Л.С. выделил семь наиболее ярких поведенческих особенностей в период кризиса трех лет, так называемое семизвездие симптомов. Такими симптомами являются:

  • негативизм – это отрицательная реакция, которая связана с отношением одного человека к другому. Ребенок не делает что-то только потому, что это было предложено ему определенным взрослым человеком. Негативизм носит избирательный характер: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или воспитателя, а с другими ведет себя послушно. Главным мотивом его действий является стремление поступать наоборот, то есть действия противоположные тому, что было сказано.
  • Упрямство – это тип реакции ребенка, настаивающего на чем-то не потому, что он это очень хочет, а потому, что он требует это у взрослого, а отказаться от собственного решения не может даже в изменившихся обстоятельствах. Упрямство должно отличаться от настойчивости в достижении какой-либо цели.
  • Строптивость – направлена в целом против воспитательных норм, системы отношений и образа жизни в семье, а не против одного конкретного взрослого.
  • Своеволие – стремление ребенка делать все самостоятельно, проявляя инициативу собственного действия, которая неадекватна и не соответствует возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. При этом изменяется отношение ребенка к окружающей действительности: теперь ребенок не только стремиться узнать новое, овладеть действиями и поведенческими навыками. Ребенок активно стремится удовлетворить познавательные потребности. Это проявляется его активностью и любознательностью. Но излишняя инициативность может вызвать конфликт со взрослым, так как она часто неадекватна возможностям ребенка. Необходимо учитывать, что ребенок пробует собственные силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, что способствует проявлению детского самолюбия – наиболее важного стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.
  • Протест–бунт – проявляется частыми конфликтами с родителями. Ребенок должен знать, что окружающие люди серьезно относились к его самостоятельности. Если ребенок не чувствует, что его мнение слушают и прислушиваются, уважают его желания, в противном случае он начинает протестовать. Именно в возрасте трех лет у ребенка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.
  • Обесценивание – в глазах ребенка обесценивается все, что было для него привычным, интересным и дорогим до этого. Симптоматика обесценивания проявляется тем, что ребенок ругается, дразнится и обзывает родителей, ломает любимые игрушки.
  • Деспотизм – проявление деспотической власти по отношению к близким людям, заставляет родителей выполнять свои требования.
«Осложнения и диагностика кризиса трех лет» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Осложнения кризиса трех лет

Данный возрастной кризис сопровождается изменениями в отношениях, эмоциональной сфере, системе ценностей ребенка. Интенсивные глубокие переживания способствуют формированию внутренних и внешних конфликтов. Сложный период может стать пусковым механизмом для невротических реакций. У детей может отмечаться развитие энуреза, ночных страхов, кошмаров, заикания. Крайнее обострение кризиса может проявляться приступами истерики: ребенок будет кричать, плакать, падать на пол, стучать кулаками, выгибаться дугой. Во время истерики есть риск получить травму. Затяжной кризис формирует истерические черты личности – симптомы превращаются в черты характера ребенка.

Диагностика кризиса трех лет

Преимущественно кризис проходит самостоятельно, не требуя вмешательства врачей, взрослые воспринимают поведенческие изменения в качестве естественной ступени развития, которая завершится самостоятельно. При крайней выраженности симптомов родители могут обратиться на консультацию специалиста – психолога, невролога, психиатра.

Диагностику проводят клиническими и физическими методами:

  • беседа – клинический опрос дает возможность собрать анамнез, время начала симптомов, их частоту, степень выраженности, продолжительность. Ключевыми маркерами кризиса выступают негативизм, упрямство, строптивость и своеволие;
  • наблюдение – во время разговора специалист наблюдает за поведением ребенка, наиболее четко симптоматика проявляется при случайном взаимодействии родителей и детей;
  • осмотр – в случае гипобулических припадков, врач-невролог проводит физическое обследование. Оценке подвергается чувствительность, мышечная сила, тонус, рефлексы, координация движений.

Осуществляется дифференциальная диагностика кризиса трех лет и неврологических заболеваний.

Результат кризиса

В психологии кризис трех лет – важнейший период становления детской личности. Когда он завершается, психика переходит на новую ступень развития. В соответствии с теорией Выготского и Леонтьева, к ребенка изменяются следующие сферы жизни:

  • ведущая деятельность – это тип деятельности, внутри которой появляются и дифференцируются остальные формы деятельности, идет перестройка частных психических процессов и возникают личностные новообразования. По окончании кризиса у ребенка возникает новый тип ведущей деятельности – сюжетно-ролевая игра, внутри которой он начинает познавать мир отношений между людьми.
  • Социальная ситуация развития – это структура социальных условий, влияющих на развитие внутренних качеств ребенка. После прохождения кризиса у ребенка на первое место начинает выходить общение с ровесниками, взрослый превращается в пример для подражания внутри сюжетно-ролевой игры.
  • Личностные новообразования – по окончании кризиса трех лет у ребенка появляется самосознание, гордость за собственные достижения, самостоятельность.
Дата последнего обновления статьи: 14.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot