Сущность техники оригами
Оригами – это древнее искусство складывания различных фигурок из листа бумаги.
Фигурки оригами прочно закрепились в японском быту с древних времен, став неотъемлемой частью народных праздников.
Фигурки оригами придуманы на любой случай жизни – радостное или печальное событие в жизни японца, любое торжественное мероприятие. Если японец купил фигурку оригами, то обязательно упакует ее в пакет определенного вида, чтобы любой встречный прохожий мог определить, на какой именно праздник направляется человек.
Изначально для создания оригами использовали только бумагу и ничего больше, которую складывали определенным образом, чтобы в итоге получить готовую фигуру. Традиционным оригами предполагается только складывание бумаги определенным способом, так, чтобы получилась фигура, это весьма сложная техника, на овладение которой нужно много времени.
Позже мастера оригами начали изготавливать фигурки необычными способами, пользоваться клеем, ножницами, мехами и другими подручными материалами. После того, как работа над фигуркой будет завершена, ее можно раскрасить – это допустимо в классическом оригами.
Самая популярная у японцев фигурка – бумажный журавлик, который, по мнению жителей страны восходящего солнца, имеет магическое свойство исцелять больных. Данная фигурка превратилась в международный символ мира, а задолго до этого ее считали залогом счастливой жизни и успеха.
Оригами представляет собой один из способов самовыражения, чем и объясняется его большая популярность у школьников, студентов и творческих людей, часто оригами используют с целью рекламы.
Фигурки оригами делают тремя способами:
- складывают фигурки из одного квадратного листа бумаги, не делая надрезов. Это традиционный способ, он наиболее распространенный;
- складывают фигурки из прямоугольного или треугольного листа бумаги;
- складывают фигурки из 3 или 4 модулей, то есть одинаковых частей.
Значение занятия оригами
Оригами пользуется большой популярностью благодаря своим занимательным и развивающим свойствам.
Правильная и красивая, хорошо развитая речь – один из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению. При этом доказана ее взаимосвязь с хорошо развитой мелкой моторикой.
Сначала идет развитие тонких движений пальцев рук, затем развивается артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи непосредственно зависит от степени сформированности мелких движений пальцев кистей. Если развитие движений пальцев будет отставать, то будет задерживаться и развитие речи. Тренировка ловкости рук помогает также в подготовке руки к письму.
Можно выделить несколько достоинств оригами в качестве одного из средств интеллектуального и эстетического развития детей-дошкольников:
- всеобщая доступность бумаги в качестве материала, простота ее обработки для детей. Дети легко научаются действиям с бумагой – сгибают, многократно складывают, надрезают и склеивают;
- развитие у детей способности работать руками под контролем сознания, совершенствование мелкой моторики рук, точных движений пальцами, помогает развитию глазомера;
- оригами помогает концентрировать внимание, так как заставляет сосредотачиваться на процессе изготовления фигурки, чтобы был получен желаемый результат;
- оригами способствует развитию конструктивного мышления детей, их творческого воображения и художественного вкуса;
- оригами помогает стимулировать и развивать память, так как ребенку, чтобы сделать поделку, необходимо запомнить последовательность ее изготовления, приемов и способов складывания;
- оригами помогает активизировать мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотносить наглядные символы и словесные, переводить их значение в практическую деятельность;
- оригами помогает совершенствовать трудовые умения детей, формировать культуру труда;
- оригами помогает создавать игровые ситуации. Складывая из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомым сказкам, превращаясь в сказочных героев, совершая путешествие в мир цветов и пр.
При складывании фигур оригами дети знакомятся с базовыми понятиями геометрии – углы, стороны и пр., что одновременно обогащает их словарь специальными терминами. Дети учатся легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, разделять целое на части. Также дети узнают много нового, относящегося к геометрии и математике.
Занятия оригами в ДОУ способствуют расширению круга интересов и общения детей. Такие занятия способствуют не только сближению детей, но и воспитанию у них коммуникативных качеств, позволяющих детям удовлетворять познавательные интересы.
В первую очередь, ребенок учится работать с бумагой, угадывая ее качества, затем идет развитие мелкой моторики пальцев. Психологи считают, что это крайне важно для нормального формирования речи. Специалисты рекомендуют детям, обучающимся говорению, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами – заниматься вышивкой, шитьем, игрой на музыкальных инструментах. Оригами в этом плане предоставляет огромные возможности – при складывании фигурок осуществляются всевозможные мелкие движения. Важно, что в процессе создания фигурок участвуют две руки, так как большинство людей практически все делают одной правой рукой. Это провоцирует непропорциональное развитие левого полушария мозга, управляющего правой рукой.
Занятия оригами помогают правильно организовать работу полушарий мозга, что способствует развитию творческих задатков у ребенка. Оригами отведена огромная роль в развитии конструктивного мышления детей. Оригами помогает перенести новые изученные понятия и термины в практическую деятельность. Безусловно, занятие оригами способствует развитию усидчивости, сосредоточенности на работе, кропотливости выполнения действий.