Характеристика познавательной сферы дошкольников
Познавательная сфера дошкольников – это сложное психическое образование, обеспечивающее нормальное и полноценное интеллектуальное существование в окружающем мире.
В познавательной сфере выделяют три компонента: информация, отношение к информации, психические процессы.
Первый компонент познавательной сферы включает:
- интересы ребенка, то есть то, что он выбирает из всего окружающего мира для познания;
- получение ребенком информации, то есть способы и средства познания;
- типы получения информации ребенком, то есть способы и средства познания;
- переработка ребенком информации, то есть ее систематизация, отбор, забывание, упорядочивание и пр.
Информацию рассматривают в качестве средства, посредством которого у детей развивают необходимые для познавательного развития процессы, умения и навыки.
Познавательные процессы – это психические процессы, посредством которых человек познает окружающий мир, самого себя и других людей. К познавательным процессам относят: память, восприятие, мышление, речь и воображение.
В дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающий мир совершенно не так, как взрослый. Дети рассматривают предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, они не видят вещи в их внутренних отношениях. Мгновенное восприятие считается ими единственно возможным и абсолютно истинным.
Развитие познавательной сферы детей в старшем дошкольном возрасте
На сегодняшний деть в системе дошкольного образования есть эффективный метод развития познавательной сферы – экспериментирование. В дошкольной организации имеет место быть детское экспериментирование.
Познавательная экспериментальная деятельность идет с первых дней жизни самого ребенка и способствует эффективному формированию его личности. Детское экспериментирование во всех его видах и формах – необходимое условие успешного становления личности ребенка-дошкольника.
По природе своей дошкольники ориентированы на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Они стремятся не только рассматривать предметы, но и прикоснуться к ним, понюхать, лизнуть и пр. Павлов и Выготский назвали специфическое мышление детей, базирующееся на обследовании объектов – ручным. Позже его назвали действенным мышлением.
В экспериментальной деятельности ребенок самостоятельно влияет различными способами на окружающие предметы и явления, чтобы более полно их познать.
В экспериментировании четко представлено саморазвитие: преобразование объекта, которое производит ребенок, раскрывает перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.
Фундаментальное доказательство – затрагивание экспериментированием всех сфер жизни детей.
К основным результатам прменения метода экспериментирования в ДОУ относят:
- получение детьми реальных представлений о разных сторонах изучаемого объекта, а его взаимосвязях с другими объектами и средой обитания;
- обогащение детской памяти, активизация его мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершения операций анализа и синтеза, а также сравнения и классификации;
- развитие детской речи, так как необходимо дать отчет об увиденном, сформулировать обнаруженные закономерности и сделать выводы;
- накопление основ умственных приемов и операций, рассматриваемых в качестве умственных умений;
- формирование самостоятельности, способности преобразовывать различные предметы и явления, чтобы достичь определенного результата;
- развитие эмоциональной сферы ребенка, творческих способностей, формирование трудовых навыков, укрепление здоровья благодаря повышению общего уровня двигательной активности.
Поддьяковым Н.Н. было доказано, что лишение возможности экспериментировать и постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрастах вызывают серьезные психические нарушения, которые могут сохраняться на протяжении всей жизни, отрицательно влиять на развитие и саморазвитие ребенка и на дальнейшую способность обучаться.
В ходе своей самостоятельной деятельности, детьми осуществляется не простой, а состоящий из нескольких уровней, эксперимент:
- физический – ребенок учится управлению собственным телом и отдельными его органами;
- природоведческий – ребенок знакомится с миром, со свойствами объектов и изучает причинно-следственные связи;
- социальный – дети отмечают и запоминают особенности каждого человека, формы взаимодействия людей друг с другом;
- познавательный – тренировка мыслительных процессов, освоение мыслительных операций;
- лингвистический – дети играют в словесные игры, занимаются словотворчеством, обсуждают итоги своих экспериментов;
- поведенческий – моделирование своего поведения в разных ситуациях.
Благодаря многолетним исследованиям экспериментальной деятельности стало возможным сформулировать следующие основные положения:
- детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой ярче всего выражены процессы целеобразования, возникновения и развития новых мотивов личности, являющихся основой самодвижения и саморазвития дошкольников;
- детское экспериментирование активизирует деятельность детей, направляемую на получение ряда новых сведений и знаний, а также продуктов детского творчества – новых построек, рисунков и сказок;
- детское экспериментирование – стержень любого процесса детского творчества;
- детское экспериментирование органично взаимодействует с психическими процессами дифференциации и интеграции при условии общего доминирования интеграционных процессов;
- экспериментирование – всеобщий процесс функционирования психики.
Обязательный компонент детского экспериментирования, выделенный Н.Н. Поддьяковым, – этап проб и ошибок. Превращаясь в каждодневную деятельность дошкольника, экспериментирование способствует возникновению позиции маленького исследователя-экспериментатора. Такая позиция психологами называется активно-наступательной и считается ведущей в структуре детской личности, т. е. той, которая положительно воздействует на развитие всех сфер детской психики.