Понятие и разновидности проектной деятельности
Проектная деятельность – это разновидность работ, ориентированных на создание какого-то полезного продукта, путем составления и реализации мероприятий, посредством их поэтапного выполнения.
Рисунок 1. Роли участников проектной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Проектная деятельность основывается на планировании с целью создания конечного продукта, наделенного определенными качествами.
Проектная деятельность представляет собой поэтапное движение к поставленной цели. Основными этапами проектирования являются:
- Подготовительный этап. происходит постановка проблемы и определение тематической направленности проекта. Ставится целевое назначение проектирования и выбирается конечный результат, которого необходимо достичь по ходу реализации проекта. Здесь же ставятся сроки выполнения проекта, количество человек, которые должны его реализовать и степень их самостоятельной работы.
- Планирование проекта. Происходит выбор пути, ориентированный на достижение конкретного результата проектирования т.е. его целевого назначения и конечного продукта. Здесь происходит детальная разбивка мероприятий и шагов по реализации проекта, определение их сроков, а также необходимых средств и ресурсов, методов выполнения каждого шага проектирования.
- Информационное обеспечение проектной деятельности. педагог оказывает учащимся помощь в поиске информации по проекту, помогает в выборе правильных ориентиров и направлений работы.
- Определение конечного продукта проекта и формы его представления. Итоговый результат проектной деятельности может быть представлен в разнообразных формах и вариациях. Все зависит от конкретного целевого назначения проектирования и креативности мышления реализаторов проекта.
- Презентация и защита проекта. Созданный продукт необходимо представить в хорошем свете, выгодном ракурсе. Учащиеся должны подготовить речь и выбрать существенные детали своей работы, о которых целесообразно рассказать.
Проектная деятельность является современным методом обучения. Они активно используется на всех его этапах и уровнях. Начальная школа не является исключением. Конечно, выбор проектов для учащихся младших классов ограничивается многими параметрами. Проекты, которые выполняют дети этого возраста, характеризуются краткосрочностью, простотой, минимумом самостоятельных действий. Педагог помогает детям в реализации проектов и их представлении.
Проектов существует большое разнообразие. Так, проекты могут носить исследовательскую направленность т.е. быть ориентированными на работу с научной информацией, проведением экспериментов, а могут быть творческими т.е. такими, которые не требует тщательной последовательности в реализации проекта, поскольку идеи приходят по ходу действия.
Проекты могут быть представлены в игровой форме т.е. ход проекта соответствует ходу игрового действия. Применение этой формы особенно актуально в начальной школе.
Рисунок 2. Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Все проекты, используемые в начальной школе можно разделить на следующие группы:
- Монопроекты – проекты, ориентированные на исследование какой-то одной темы или вопроса одной учебной дисциплины.
- Междисциплинарные проекты – проекты, реализация которых требует объединения знаний из разных научных отраслей и учебных дисциплин.
- Индивидуальные проекты – проекты, ориентированные на исполнение одним учащимся.
- Групповые проекты – проекты, ориентированные на коллективную работу учащихся т.е. выбирается несколько человек для реализации проекта.
- Краткосрочные проекты- проекты, срок исполнения которых не превышает одной недели.
Свойства обучения на основании метода проектов
Метод проектов и его применение в начальной школе ориентирован на формирование у учащихся универсальных учебных действий. Учащиеся учатся использовать теоретические знания на практике, реализовывать их различными способами и в различных областях деятельности. Это повышает познавательную мотивацию и формирует ощущение успешности своей деятельности.
Проектное обучение повышает творческую активность учащихся, активизирует их познавательную заинтересованность, развивает навыки коллективной работы, способствует самоопределению и самореализации.
К основным свойствам обучения с использованием проектной деятельности относятся следующие:
- Актуальность метода. Проектирование развивает осмысленное восприятие учебной программы и повышает инициативность учащихся в поиске познавательной информации. Метод проектов активизирует работу мышления, развивает навыки социального взаимодействия и дает возможность закрепления теоретической информации практическим способом;
- Обучение приобретает междисциплинарный характер. Обучение методом проектов требует использования знаний и навыков из различных научных областей и учебных дисциплин;
- Мотивация обучения. Проектирование помогает сделать обучение более интересным и активизировать самостоятельную работу учащихся;
- Социальное взаимодействие. В ходе проектирования, учащиеся учатся работать в команде, что развивает у них навыки социального взаимодействия;
- Позитивность. Обучение на основе метода проектов увлекает учащихся. Даже слабые учащиеся, или учащиеся, которым «не нравится учиться» увлекаются проектами. А это повышает их самооценку и активизирует познавательную заинтересованность;
- Формирование разнообразных надпредметных умений. В ходе реализации проекта происходит развитие большого количества навыков. Они затрагивают сферу коммуникации, информационного поиска, выявление проблем и поиска вариантов их разрешения, осознанного отношения к своей деятельности, формулирование самооценки.
Проектная деятельность помогает воспитать значимые качества личности младшего дошкольника. В ходе реализации проекта происходит развитие терпимости и толерантности, формируются навыки социального партнерства, развивается самоконтроль и дисциплина, формируются умения построения диалога и конструктивного разрешения конфликтов и противоречий, развивается трудолюбие и уважительное отношение к труду.