Этапы и методы организации компьютерных игр с детьми дошкольного возраста
Компьютерная игра – это компьютерная программа, которая служит для организации игрового процесса, связи с партнерами по играм или же сама выступает в качестве игрового партнера.
Организуя игры детей дошкольного возраста, необходимо помнить о том, что традиционные игры являются движущей силой в развитии ребенка. Невозможно заменить компьютерной игрой, игру с игрушкой. Традиционные игры, в отличие от компьютерных, учат детей взаимодействовать друг с другом, оказывают влияние на воображение, мышление и память, способствуют овладению игровыми умениями и навыками. Компьютерные игры не имеют такого развивающего потенциала, именно поэтом важно грамотно подходить к их организации в дошкольный период детства.
Ознакомление детей с компьютерными играми должно осуществляться поэтапно и обеспечивать органическую взаимосвязь между разными видами детской деятельности. Компьютерная игра способствует развитию у детей познавательной активности, учит ставить и решать разнообразные игровые задачи, самостоятельно развивать сюжет игры.
Ведущим методом организации компьютерных игр у детей дошкольного возраста, является комплексный метод.
Комплексный метод состоит из ряда взаимосвязанных компонентов:
- Источник игры – это активное познание окружающего мира.
- Постепенное освоение игровой культуры.
- Введение разнообразных проблемных ситуаций, которые создаются посредством модернизации предметно-игровой среды и организации проблемного общения.
Основным источником, любой детской игры, в том числе и компьютерной, является уникальный опыт ребенка. С его помощью он не просто развивает игру, но обогащает свои впечатления об окружающем мире, людях и взаимоотношениях. В связи с чем, групповые игры очень важны для развития детей, так как, взаимодействуя, дети обмениваются своим опытом и знаниями. Опытный педагог способен естественно и ненавязчиво разнообразный детский опыт перевести в игру, в том числе и в компьютерную.
Тот опыт, которые дети получают из компьютерных игр, переносится ими в реальную жизнь, где дети уже самостоятельно его развивают и учатся применять в повседневной жизнедеятельности.
Таким образом, одним из основных условий, организации компьютерной игры с детьми дошкольного возраста является обогащение игрового опыта каждого ребенка посредством обучающего содержания игры.
Компоненты организации компьютерных игр с дошкольниками
Организуя компьютерные игры с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать цель игры, ее сложность и содержание.
Исходя из этого, выделяют следующие компоненты организации компьютерной игры:
- Постановка цели. Игры могут быть организованы с разной целью и в рамках различных учебных занятий, режимных моментах или свободной детской деятельности. Зачастую в ДОУ компьютерные игры организуются со вспомогательной целью на уроках по математике, развитию речи, окружающему миру и т.д. В этом случае, компьютерная игра организуется в конце учебного занятия. Может быть использованы два вида игр: закрепляюще-тренировочные и обучающие компьютерные игры.
- Определение роли взрослого в игре. Роль взрослого в любой детской игре является ведущей. Педагог выбирает игру, которая будет направлена на закрепление знаний, полученных во время занятий, ознакомит детей с правилами игры, в случае необходимости окажет помощь. Однако очень важно, чтобы все игровые действия дети выполняли самостоятельно. Только в этом случае они получат необходимый опыт и знания.
- Выбор игры, в соответствии с возрастом, возможностями и потребностями детей. Компьютерная игра, может быть использована как в «чистом» виде, так и в сочетании с другими играми (дидактическими, настольно-печатными, играми-драматизациями и т.д.).
- Количество участников игры. Игра может быть организована для одного ребенка – индивидуальная, а может для подгруппы детей в количестве 6-8 человек. При сочетании компьютерной и традиционной игры, необходимо, чтобы общая линии игры сохранялась и переходила логично с этапа на этап. В том случае, если она организована с подгруппой, роль педагога состоит в создании необходимых условий, чтобы всем участниками игры были понятны правила и дети могли принимать участие полноценно, не отрываясь на уточнения и не отвлекая других.
- Организация самостоятельной компьютерной игры для ребенка, который владеет всеми необходимыми навыками. Это могут быть не только развлекательные игры, но и обучающие, развивающие. В самостоятельной игре роль педагога минимальна, его задача заключается в создании необходимых условий и оказании ребенку в случае затруднения помощи
- Структура занятия с использованием компьютера в дошкольном образовательном учреждении
Компьютерные игры в ДОУ используются в рамках развивающих занятий. Такое занятие не должно длиться более 30 минут. Структура занятия представлена тремя частями: подготовительная, основная и заключительная.
Подготовительная часть – направлена на «погружение» ребенка в игровой сюжет, посредством предварительной беседы. Важно привлечь внимание ребенка к компьютерной игре, вызвать у него интерес и желание играть. В данном случае воспитателю необходимо помнить, что компьютерные игры требуют от детей наличия конкретных навыков и в том случае, если ребенок ими не владеет, то он может стесняться, испытывать страх ошибиться. Следует показать, что ошибиться не страшно, при необходимости ему окажет помощь не только воспитатель, но и другие дети.
Основная часть – включает непосредственно самостоятельную игру ребенка за компьютером, в процессе которой ребенок овладевает способами управления программой. Роль воспитателя – наблюдатель. Помощь оказывается только по просьбе ребенка.
В заключительной части подводится итог; делается оценка выполнения и закрепления в памяти ребенка необходимых для условий действий, понятий и смысловых структур и правил действия с компьютером. Для этой цели используются рисование, конструирование, различные игры. Также заключительная часть занятия необходима для снятия зрительного и мышечного напряжения.