Назначение коллективных творческих дел
Коллективное творческое дело(КТД) – это совместная деятельность детского коллектива, направленная на создание нового творческого продукта.
Коллективное творческое дело предполагает совестную деятельность детей, при которой они учатся проявлять терпение к чужому мнению и идеям, доброжелательным взаимоотношениям в коллективе, заботиться друг о друге и об окружающих их людях. Такие дела помогают детям почувствовать свою ответственность за выполнение общего дела, осознать свою роль в достижении общей цели и развить стремление к доведению любого начатого дела до конца.
Характерными признаками коллективного творческого дела, отличающими его от иных дел, являются:
- Совместное проектирование направлений деятельности, планирование и прогнозирование, оценка и анализ деятельности;
- Социальная направленность деятельности;
- Мотивация деятельности.
Выполнение КТД способствует развитию познавательной заинтересованности учащихся, формированию у них системы взглядов, воззрений и убеждений. Оно развивает эмоциональную сферу личности, поскольку требует проявления интереса к реализуемому делу, опоры на свои чувства при создании творческого продукта. Кроме того, выполнение КТД помогает в развитии разнообразных навыков и умений у ребенка, помогает в раскрытии его природных задатков и активизации творческих направлений деятельности.
Коллективное творческое дело ориентировано на улучшение условий коллективной жизнедеятельности и окружающей среды путем создания какого-то полезного продукта. Педагоги выступают в данном деле старшими товарищами, помогающими в его организации и направляющие ход выполнения дела с использованием практических и организаторских навыков. Выполнение КТД ориентировано на принесение пользы коллективу и обществу. Оно создает атмосферу радости и удовлетворения.
Рисунок 1. Коллективное творческое дело. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Правила организации и структура КТД
Коллективное творческое дело имеет определенную специфику организации и внутреннего строения.
Структура КТД включает в себя следующие компоненты:
- Коллективное решение о том, что требуется провести определенное творческое дело.
- Составление коллективного плана работы по созданию творческого продукта.
- Подготовительные мероприятия коллективного характера.
- Реализация действий по проведению КТД.
- Коллективный анализ проделанной работы.
- Принятие коллективного решения о последующих действиях.
Коллективное творческое дело имеет огромный воспитательный потенциал. Однако, его эффективная реализация возможна лишь при соблюдении ряда правил его организации. К ним относятся:
- Строгое соблюдение последовательности действий и стадий по реализации КТД. Недопустимо форсировать этапы реализации КТД т.е. нельзя пропускать их, обещая вернуться потом, сокращать, педагог может помогать воспитанникам в выполнении каких-то действий, но делать их за них, требуется оставаться старшим помощником в данном деле;
- Реализация КТД должна производиться с опорой на предыдущий опыт подобной работы, а также иные внешкольные знания и практические навыки;
- В КТД должна быть обязательно реализована идея заботы о себе и других членах коллектива, оказание помощи и поддержки другим людям и проявление заботы к окружающей среде и объектам, созданным руками и трудом человека;
- Педагог выступает лидером в организации КТД, но его лидерство проявляется не в строгом управлении коллективной работой в постановке целей и задач деятельности, знании способов их достижения и ознакомлении с ними детей, мотивировании коллектива к выполнению дела и создании благоприятной психоэмоциональной атмосферы для его реализации.
Любое дело может стать коллективным, если его организаторы и исполнители становятся членами одного коллектива, имеют общую цель своей деятельности.
Технология реализации КТД
Выполнение коллективного творческого дела происходит по определенной схеме. КТД является технологичной деятельностью, что обусловлено последовательностью совершаемых операций в ходе реализации КТД, с применением педагогических методов и приемов, ориентированных на построение системы взаимодействия между участниками коллектива в ходе реализации дела. Производится обсуждение целей и задач, которых необходимо достичь при выполнении коллективных действий, обсуждаются сами действия и прогнозы их осуществления, а также реализуется импровизация.
Технология коллективного творческого дела включает несколько стадий реализации коллективного творчества:
- Предварительная подготовка. На этой стадии происходит составление образа объекта, который необходимо создать. Формулируются цели и задачи деятельности, выдвигаются различные идеи и варианты реализации проекта. Педагогу необходимо мотивировать детей на выполнение коллективного творческого дела, заинтересовать их выполнением полезного и увлекательного дела.
- Составление коллективного плана деятельности. Коллективный план предполагает детальную проработку деятельности, с выяснением вопросов о том, что за продукт будет создаваться, для чего и для кого, чем он будет полезен и для чего нужен. Производится выбор ответственных лиц за отдельные направления деятельности.
- Коллективная подготовка к реализации КТД. Производится конкретизация плановых мероприятий, а также создается Совет дела, отвечающий за его подготовку и реализацию. Это самая длительная и трудоемкая стадия. На ней учащиеся могут столкнуться с трудностями выполнения дела, сложностями управления коллективной работой. Важно, направить детей и оказать им поддержку на этой стадии, чтобы не охладить их стремление к участию в КТД. Происходит составление сценария реализации дела, разрабатываемого Советом дела. Происходит распределение ролей между участниками коллектива, каждый получает свое задание и выполняет его.
- Реализация КТД. На этой стадии происходит реализация плана коллективных действий и создание творческого продукта.
- Оценка и анализ коллективной работы. Подводятся итоги деятельности, выявляются ее положительные стороны и недостатки.
- Формулирование последующих действий. Формулируется опыт коллективной работы и делаются выводы о последующей реализации коллективных творческих дел, с учетом сделанного анализа работы.