Досуговые мероприятия – это массовые мероприятия, направленные на удовлетворение духовных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и иных потребностей человека в сфере досуга и культуры, и способствующие приобщению людей к культурным ценностям.
Характеристика досуговых мероприятий
Досуговая деятельность является одним из эффективнейших средств воспитания подрастающего поколения.
Цель организации досуга – формирование стремления к эстетическому самосовершенствованию.
Одной из наиболее эффективных форм организации досуга являются досуговые мероприятия, которые создают благоприятные условия по развитию эстетических и нравственных качеств личности, формированию общепризнанной модели поведения в обществе. Кроме того, досуговые мероприятия способствуют формированию таких черт характера как инициативность, уверенность в собственных силах, выносливость, честность и т.д.
Основные функции досуговых мероприятий:
- Организация отдыха
- Разнообразные развлечения
- Общение между людьми по интересам
- Саморазвитие
Досуговые мероприятия, организуемые образовательными учреждениями, в основном нацелены на развлечение детей в свободное время, с учетом их возрастных возможностей и интересов. Однако мероприятия, которые несут в себе только лишь развлечения, могут обернуться снижением общего уровня культуры детей и подростков. Именно поэтому при составлении плана досуговых мероприятий, необходимо их разнообразие.
Досуговые мероприятия в образовательном учреждении могут быть тематическими, приуроченными к конкретным праздникам и датам. Таким образом, они не только послужат в качестве отдыха и развлечения детей, но познакомят их с памятными датами, историей и культурой страны и родного края, традициями и т.д.
Основные характеристики досуговых мероприятий:
- Наличие ярко выраженных психологических, физиологических и социальных аспектов.
- Добровольность выбора рода занятий и уровня активности.
- Наличие свободной творческой деятельности.
- Направленность на формирование и развитие личности.
- Способствует саморазвитию, самоутверждению и самовыражению личности через возможность выбрать действия по интересам.
- Стимулирование творческой инициативы.
- Удовлетворение потребностей личности, формирование ценностных ориентаций.
- Обеспечение хорошего и веселого настроения, удовольствия от проведенного времени.
Принципы организации досуговых мероприятий
Организация досуговых мероприятий осуществляется с опорой на следующие принципы:
- Принцип «красной линии» - предусматривает установление определенной условной грани (меры) допустимого во взаимоотношениях между участниками, содержимого мероприятия и т.д.
- Принцип «могучей кучки» - предполагает массовость организуемого мероприятия, объединение участников общими интересами и потребностями.
- Принцип «горы» - организатор не должен терять заданной «высоты», так как досуг является добровольным и в случае, если мероприятия будут интересными и познавательными, организованными по принципу «поднятия в горы», то они будут привлекать детей, мотивировать на приятие участие.
- Принцип «фельдмаршала Кутузова» - не принуждать принимать участие в мероприятиях, добиться того, чтобы дети сами хотели участвовать в досуге. Задача организатора сделать мероприятие интересным и продуктивным.
- Принцип «антиканонов» - ориентирован на обучение детей выходить за стереотипы поведения, уметь переступать ограничения, установленные казарменной педагогики, повышать уровень духовности и общей досуговой культуры. Данный принцип способствует тому, что дети учатся стабилизировать и управлять собственной энергией, направлять ее в нужное русло. Например, на развитие фантазии, выдумки и т.д.
- Принцип «камня, брошенного в воду» - обучение детей личной реализации общих ценностей, развитие регулятора социально правильного поведения.
- Принцип опоры на положительные эмоции детей – в каждом ребенке педагог должен уметь найти что-то хорошее, так как увидеть дурное не сложно. Увидеть доброе начало и опереться на него – вот принцип общей и досуговой педагогики.
Методы досуговой педагогики
Методы досуговой педагогики, представляют собой способы и пути организации досуговых мероприятий:
- Методы игрового тренинга и игры. Данный метод является особенно эффективным у детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как для них игра составляет значительную часть жизни. В игре дети имеют возможность выразить свои симпатии и антипатии, показать интеллектуальные и физические силы.
- Методы театрализации – использование разнообразных сюжетов и социальных ролей. Мероприятие может быть организовано в виде вечеринки, посиделок, костюмированного бала, праздничного вечера и т.д. Данный метод знакомит детей с разными сторонами и сюжетами жизни.
- Методы состязательности – использование внутренних творческих сил детей, которые необходимо направить на поиск и открытие. Досуговое мепроприятие, организованное в форме состязания – это всегда азарт, эффект, волнение и т.д. То есть это масса положительных эмоций.
- Методы равноправного духовного контакта – основаны на совместной деятельности взрослых и детей, которые общаются «на равных» во время досуговых мероприятий (члены одной команды, клуба и т.д.).
- Методы воспитывающих ситуаций – это ситуации, которые созданы специально педагогом, которые отражают разнообразные противоречивые жизненные ситуации.
- Методы импровизации – организация мероприятий без предварительной подготовки, то есть экспромтом. В основе данных методов заложен механизм имитационного поведения.
Таким образом, выбор того или иного метода досуговой педагогики зависит от цели, задач и содержания досугового мероприятия, от возрастных особенностей воспитанников, от форм организации досугового мероприятия.