Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Организации и проведение лабораторных работ по геометрии в основной школе

Значение лабораторных работ для развития геометрических знаний учащихся и формирования их познавательной активности

При изучении учащимися школ дисциплины «Геометрия» учебный процесс строится таким образом, что он ориентируется на коллективную работу учащихся, т.е. происходит коллективное решение задач, исключая при этом возможность развития творческой инициативы учащихся. Это требует внедрения практической работы такой направленности, которая будет способствовать развитию продуктивной деятельности каждого учащегося на учебном занятии, с возможностью использования им собственных вариантов решения, поставленной задачи и проявления инициативы.

Определение 1

Лабораторная работа – это средство практического обучения учащихся, ориентированное на более продуктивное усвоение учебного материала и формирование практических навыков деятельности по определенной дисциплине.

Лабораторные работы актуально использовать на всех стадиях изучения геометрии. Они позволяют закрепить теоретические знаний и развить практические навыки деятельности.

Лабораторная работа выступает формой организации занятия по геометрии. Она строится на основе сочетания аспектов самостоятельной деятельности, использования специального инструментария и оборудования, применения различных технических средств и материалов и видов учебной деятельности учащихся.

Лабораторные работы по геометрии носят практический характер организации учебного занятия. Они применимы не только в качестве средства закрепления знаний и навыков, но и как инструмент контроля знаний.

Лабораторные работы относятся к типу практических заданий, которые позволяют охватить все дидактические единицы курса геометрии:

  • Понятия;
  • Теоремы;
  • Свойства фигур;
  • Методы решения задач;
  • Правила построения фигур.

Лабораторная работа способствует активизации познавательной активности учащихся, в силу своей нестандартности работы и использования дополнительного оборудования, а также экспериментальной деятельности. Такие уроки развивают самостоятельную познавательную работу учащихся и реализуют индивидуальную направленность обучения.

«Организации и проведение лабораторных работ по геометрии в основной школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Правильно организованные лабораторные работы способствуют формированию культуры труда. Дети учатся организовывать свое рабочее место, создавать все необходимые условия для успешного проведения опытов, содержанию технических средств в должном виде и проведению уборки после завершения лабораторной работы. Это развивает дисциплину, трудовые навыки, воспитывает уважение к трудовой деятельности, развивает стремление к познанию.

Организация урока - лабораторной работы по геометрии

Усвоение учебного материала на уроках, проводимых в форме лабораторной работы, носит неформальный характер. Дети выполняют самостоятельную деятельность, ориентированную на демонстрацию своих знаний по одному из курсов геометрии или ее отдельной теме. Это позволяет контролировать усвоение теоретического материала по данной дисциплине.

Учебное занятие, проводимое в форме лабораторной работы, может быть организовано в следующих видах:

  1. Установочное занятие.
  2. Иллюстративное занятие.
  3. Тренировочное занятие.
  4. Экспериментальное занятие.
  5. Творческое занятие.

Каждая лабораторная работа имеет свои правила организации и инструкцию по проведению. Кроме того, учащиеся должны быть ознакомлены с техникой безопасности по выполнению работы, использованию дополнительного оборудования и инструментов.

Поскольку, лабораторные работы носят практический характер, то их рекомендуется проводить по следующим темам уроков геометрии:

  • Луч и угол;
  • Длина отрезка;
  • Построение треугольника по трем элемента.

Лабораторная работа, по выбранной теме геометрии, состоит из следующих основных компонентов:

  1. Озвучивание педагогом темы лабораторной работы.
  2. Целевое назначение и задачи реализации лабораторной работы.
  3. Опорные знания и навыки учащихся, применение которых необходимо в ходе проведения лабораторной работы.
  4. Мотивации познавательной заинтересованности учащихся.
  5. Знакомств с инструкцией по проведению лабораторной работы.
  6. Подбор специального дидактического материала, средств обучения и оборудования.
  7. Ход работы – непосредственная самостоятельная деятельность учащихся.
  8. Формирование отчета о проделанной работе и выводы по теме исследования.
  9. Анализ и оценка итогов проведения работы и ее результативности.
Замечание 1

В структуру работы могут быть включены дополнительные компоненты или исключены ненужные, исходя из конкретной темы исследования, его содержания и технического снабжения.

Кроме того, проведение лабораторной работы требует тщательной подготовки, включающей определение ее содержания, целевого назначения и стадий реализации. Строить работу следует таким образом, чтобы полноценно исследовать конкретную тему, закрепить знания учащихся и ресурсы, которыми располагает учебное заведение для ее реализации.

Проведение лабораторных работ, ориентированных на формирование геометрических понятий

Лабораторные работы этого направления ориентированы на:

  1. Развитие мотивации введения конкретного понятия;
  2. Формирование наглядных образов и представлений, по которым можно ввести понятие;
  3. Работу по усвоению существенных свойств конкретного понятия.

Такие работы помогают учащимся усвоить термины и символику геометрии, запомнить определение понятий и сформировать понимание связи между содержанием понятия и внешними свойствами геометрического объекта. Таким образом происходит закладывание представлений об объеме понятия и формированию навыков практического применения.

Лабораторные работы по геометрии, ориентированные на формирование понятий, нацелены на развитие у учащихся представлений о том, что геометрия изучает свойства реального мира, а не какие-то абстрактные процессы.

Проведение таких лабораторных работ должно быть нацелено на определение вида фигуры, группировку понятий, пространственного расположения геометрических объектов, выявление их существенных свойств.

Дата последнего обновления статьи: 14.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot