Понятие дистанционного обучения
Дистанционное обучение – это процесс обучения на расстоянии с использованием интернет-технологий и специальных технических средств.
Очень часто дистанционное обучение путают с домашним. Но эти форматы разнятся: в дистанционном образовании учебный план составляет школа или университет, на домашнем обучении – родители.
К основным форматам дистанционного обучения относят видео- и аудиоконференции, занятия на интерактивных платформах, вебинары, коммуникации в чатах или посредством электронной почты. Может сочетаться сразу несколько форматов.
Плюсы дистанционного обучения
К основным плюсам дистанционного обучения обычно относят:
- форму подачи материала. Технологии дают возможность дополнять уроки элементами интерактива - позволяют делать видеоролики с эффектами или персонажами, создавать яркие презентации, разрабатывать собственные инструменты, проверять усвоенные учениками знания в игровом формате.
- Актуальность материала. Печатные учебники давно морально устарели, а школьная программа сильно оторвана от реальной жизни. Онлайн позволяет быстро получать новейшую информацию, обновлять потерявшие актуальность карты и находить альтернативу скучным заданиям.
- Персональная образовательная траектория. На дистанционном образовании легче работать в соответствии с возможностями каждого ребенка. Зачастую в классе робкие и медлительные дети могут чувствовать себя неуверенно, неудачно, а в домашней атмосфере у них есть возможность лучше проявлять себя и получить дополнительное время на выполнение заданий. Дистанционное обучения позволяет углубить знания в предметах, которые интересны детям.
- Повторение пройденного материала – часто дети стесняются при всех переспрашивать учителя, когда что-то не поняли. На дистанционном обучении эта проблема отсутствует. Уроки можно переслушать столько раз, сколько это требуется для усвоения и закрепления пройденного материала. Можно проходить тесты для отработки навыков, в любой момент времени возвращаться к материалу для освежения в памяти конкретных дат, фактов, правил. Все это может проходить без непосредственного участия учителя.
- Развитие навыка самообразования. Умение учиться – один из главных навыков в современном мире. Эксперты уверены, что уже в 2030 году обучение станет непрерывным процессом. Дистанционное обучение позволяет развивать этот навык уже сегодня, преимущественно самостоятельно.
- Снижение психической и физической нагрузки. Естественно, неожиданный переход в онлайн без подготовки вызывает возрастание уровня стресса. Однако, если планировать уроки заранее, а подготовку к ним автоматизировать, то появится больше свободного времени на отдых и физическую активность. Также автоматизация выступает в качестве профилактики эмоционального выгорания, так как нет необходимости раз за разом делать одну и ту же работу.
Минусы дистанционного обучения
Дистанционное обучение не состоит из одних плюсов, также оно включает и ряд минусов:
- Недостаток реального общения. Главным недостатком дистанционного обучения является чувство одиночества. Это может вызывать депрессивные состояния и обострение хронических болезней. Лучшей профилактикой этого будет посвящение свободного времени родным, друзьям, коллегам, просить поддержки со стороны, если не получается справиться самостоятельно.
- Избыток гаджетов и информационный шум. Во время проведения онлайн уроков накапливается усталость, так как учеников не видно, не всегда можно правильно интерпретировать их эмоции и язык тела. Разглядеть детей в аватарках, выловить пранкеров или прогульщиков тоже сложно. Большая компетенция требуется, чтобы подготовиться к онлайн урокам и работать за монитором. Это непрерывная сидячая деятельность, которая должна разбавляться физической нагрузкой или прогулками.
- Проблема с созданием творческой, вдохновляющей атмосферы учебного процесса. Дистанционное обучение затрудняет «чувство» класса, эмоциональные настрой на него. В связи с тем, что на уроках дети чаще всего с выключенными микрофонами, потеряна непринужденность и спонтанность.
- Трудности с мотивацией. Порой ученики могут увиливать от занятия, рассчитывая, что потом смогут как-нибудь сдать тест или написать контрольную. Они могут пропускать новые темы и не выполнять задания. Это все оказывает воздействие на мотивацию учителей и их настроение. В таких ситуациях незаменимы игры на уроках, дискуссии в группах и составление финального эссе.
- Сложно отделить свободное время от рабочего. При привязке родительского чата на личный номер, сообщения могут отвлекать до позднего вечера. Утром снова нужно проводить уроки. Ограничение рабочего времени и разделение номеров телефона на личный и рабочий могут помочь освободить часы для интересных занятий.
Платформы для дистанционного обучения
Онлайн обучение помогает открыть новые возможности для учеников и для учителей. Наиболее удобными платформами для создания уроков выступают:
- Moodle – система дистанционного обучения, имеющая открытый код, бесплатная;
- Edmodo – социальная сеть для обучения;
- Google Classroom – приложение, предполагающее обмен заданиями и файлами педагогов и учеников;
- iSpring Learn – платформа для дистанционного обучения детей.
Ресурсы, содержащие учебные задачи и игры:
- Учи.ру – портал с интерактивными занятиями по разным предметам для начальной школы;
- Kahoot! – программа для быстрого создания обучающих игр;
- Matific – платформа математических игр для детей 4-11 лет;
- Quizizz – сайт с развлекательными викторинами для учеников;
- TinyTap – площадка с интерактивными образовательными играми для дошкольников и школьников.