Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Онтогенез речевой деятельности

Определение 1

Речь – это способ построения коммуникативных связей между людьми посредством использования языка и его компонентов, которые функционируют по определенным правилам.

Речь является отображением мыслей в словесной форме. Она отражает слуховое восприятие языковых конструкций, их понимание и передачу. Без речи, по сути, невозможно установление социальных связей и отношений между людьми. Люди, имеющие разнородные нарушения речевого развития, испытывают трудности в социальном становлении и развитии, процессы социальной адаптации требуют применения специальных методов и технологий. Однако, они не дают гарантии, достижения положительного эффекта социальной адаптации личности.

Онтогенез речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Онтогенез речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В развитии речи выделяют несколько стадий:

  1. Подготовительная стадия. Она охватывает младенческий возраст ребенка – до одного года.
  2. Преддошкольный или ранний возраст – от одного до трех лет.
  3. Дошкольный возраст – от трех до семи лет.
  4. Школьный возраст – период с момента поступления ребенка в школу и по завершению овладения им полноценной письменной и устной речью, ознакомлением с устройством языка и его семантическими конструкциями.

Этапы развития речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Этапы развития речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Подготовительная стадия речевого развития

Как только ребенок появляется на свет, он кричит. У него уже имеются конкретные голосовые навыки – крик и плач. Они не являются полноценным отражением речевых процессов, но помогают в развитии речевого аппарата, а именно, формируют артикуляцию, дыхание и постановку голоса – все то, от чего зависит понятная речь.

«Онтогенез речевой деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

На данном этапе происходит постепенное развитие речи ребенка: начиная от слухового восприятия речи говорящих рядом людей, реагировании на различные звуки, определения места их произнесения, заканчивая формированием гуления и лепета. Ребенок произносит первые слоги, которые не имеют точной артикуляции: гу-гу, агу, агу-гу-гу, тя-та-та и т. д. Лепет, постепенно приобретает форму подражания, т.е. ребенок смотрит на артикуляцию, говорящего с ним, и пытается повторить то или иное движение, произнести отдельные слоги, а ближе к году и слова.

Произнесению первых слов предшествует развитие реакции на них, т.е. ребенок улавливает интонацию, с которой было произнесено слово, пытается повторить конкретное сочетание звуков.

Ранний возраст речевого развития

Психология выделяет в раннем возрасте две фазы становления речи:

  • Дограмматическая фаза освоения речи. Она охватывает возраст от одного до двух лет. В это время, речевой аппарат ребенка только начинает формироваться. Его неразвитость обуславливает невозможность овладения полноценным грамматическим строем языка. Речь ребенка реализуется без использования верных грамматических конструкций.
  • Грамматическая фаза освоения речи. Она начинается с двухлетнего возраста.

Активная речь ребенка начинает формироваться постепенно. Первоначально происходит расширение активного словаря ребенка. Возрастные рамки его формирования индивидуальны. Активный словарь начинает формироваться с момента произнесения первого слова. После этого, ребенок начинает активно повторять слова за окружающими, постепенно увеличивая их количество.

На данном этапе речевого развития можно выделить ряд особенностей:

  1. Начальный этап формирования связной речи. Ребенок расширяет словарный запас, но еще полноценно не владеет навыками их связывания и построения диалогов.
  2. Стремление к общению и проявление инициативы в нем.
  3. К концу раннего возраста происходит становление монологической речи. Ребенок может рассказать окружающим о том, где он был и что видел.
  4. Развитие желания слухового восприятия речи. Особенно это касается чтения книг. Ребенок проявляет интерес к чтению.
  5. Развитие навыков рассказывания стихотворений. К трех летнему возрасту, ребенок оказывается способен повторить небольшой стишок, рассказанный или прочитанный взрослым.
  6. Начало становления грамматических навыков. Слова приобретают определенный характер. Ребенок начинает осваивать способы употребления существительных в определенном числе, осваивает временное употребление глаголов, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

Дошкольный этап речевого развития

Этот период является основным в становлении полноценной связной речи ребенка. Словарный запас ребенка непрерывно растет и расширяется. К концу дошкольного возраста, ребенок владеет около 4000-5000 слов. Постепенно расширяется количество частей речи, используемых в активной речи. При этом, некоторые части речи, например, деепричастия, ребенок может произносить ошибочно. Но это является нормальным на данном этапе речевого развития.

В развитии речи дошкольника можно выделить ряд важных особенностей:

  1. Постепенное освоение свистящих согласных – в 3-4 года, шипящих – в 5-6 лет и сонорных – в 6-7 лет.
  2. Формирование непроизвольных высказываний в начале дошкольного возраста.
  3. Полноценное освоение диалогической речи.
  4. Освоение морфологии речи.
  5. Развитие фонематического восприятия к пяти-шести годам.
  6. Усвоение языковых закономерностей речевого строя.
  7. Освоение синтаксиса к семи годам, его использование в монологах.
  8. Полноценное формирование связных произвольных высказываний к концу дошкольного возраста.

Развитие речи в школьном возрасте

При поступлении ребенка в школу его речь приобретает осознанный характер. Ребенок, практически не использует, непроизвольные фразы.

На данном этапе осуществляется революция в речевом развитии – речь перестраивается с восприятия звуков на слух, их различия до осмысленного применения всех компонентов языка и языковых конструкций.

В школьном возрасте, ребенок начинает осваивать письменную речь. В это время, приоритетное внимание уделяется формированию грамматического строя, орфографии, синтаксису и их верному применению при написании слов и предложений. Устная речь тесно связывается с письменной, и в то же время, письменная речь имеет свои особенности формирования, приемы освоения, от эффективного использования которых зависит полноценное речевое развитие ребенка.

Влияние онтогенеза речи на  развитие высших психических функций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Влияние онтогенеза речи на развитие высших психических функций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата последнего обновления статьи: 20.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot