Речь – это способ построения коммуникативных связей между людьми посредством использования языка и его компонентов, которые функционируют по определенным правилам.
Речь является отображением мыслей в словесной форме. Она отражает слуховое восприятие языковых конструкций, их понимание и передачу. Без речи, по сути, невозможно установление социальных связей и отношений между людьми. Люди, имеющие разнородные нарушения речевого развития, испытывают трудности в социальном становлении и развитии, процессы социальной адаптации требуют применения специальных методов и технологий. Однако, они не дают гарантии, достижения положительного эффекта социальной адаптации личности.
Рисунок 1. Онтогенез речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В развитии речи выделяют несколько стадий:
- Подготовительная стадия. Она охватывает младенческий возраст ребенка – до одного года.
- Преддошкольный или ранний возраст – от одного до трех лет.
- Дошкольный возраст – от трех до семи лет.
- Школьный возраст – период с момента поступления ребенка в школу и по завершению овладения им полноценной письменной и устной речью, ознакомлением с устройством языка и его семантическими конструкциями.
Рисунок 2. Этапы развития речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Подготовительная стадия речевого развития
Как только ребенок появляется на свет, он кричит. У него уже имеются конкретные голосовые навыки – крик и плач. Они не являются полноценным отражением речевых процессов, но помогают в развитии речевого аппарата, а именно, формируют артикуляцию, дыхание и постановку голоса – все то, от чего зависит понятная речь.
На данном этапе происходит постепенное развитие речи ребенка: начиная от слухового восприятия речи говорящих рядом людей, реагировании на различные звуки, определения места их произнесения, заканчивая формированием гуления и лепета. Ребенок произносит первые слоги, которые не имеют точной артикуляции: гу-гу, агу, агу-гу-гу, тя-та-та и т. д. Лепет, постепенно приобретает форму подражания, т.е. ребенок смотрит на артикуляцию, говорящего с ним, и пытается повторить то или иное движение, произнести отдельные слоги, а ближе к году и слова.
Произнесению первых слов предшествует развитие реакции на них, т.е. ребенок улавливает интонацию, с которой было произнесено слово, пытается повторить конкретное сочетание звуков.
Ранний возраст речевого развития
Психология выделяет в раннем возрасте две фазы становления речи:
- Дограмматическая фаза освоения речи. Она охватывает возраст от одного до двух лет. В это время, речевой аппарат ребенка только начинает формироваться. Его неразвитость обуславливает невозможность овладения полноценным грамматическим строем языка. Речь ребенка реализуется без использования верных грамматических конструкций.
- Грамматическая фаза освоения речи. Она начинается с двухлетнего возраста.
Активная речь ребенка начинает формироваться постепенно. Первоначально происходит расширение активного словаря ребенка. Возрастные рамки его формирования индивидуальны. Активный словарь начинает формироваться с момента произнесения первого слова. После этого, ребенок начинает активно повторять слова за окружающими, постепенно увеличивая их количество.
На данном этапе речевого развития можно выделить ряд особенностей:
- Начальный этап формирования связной речи. Ребенок расширяет словарный запас, но еще полноценно не владеет навыками их связывания и построения диалогов.
- Стремление к общению и проявление инициативы в нем.
- К концу раннего возраста происходит становление монологической речи. Ребенок может рассказать окружающим о том, где он был и что видел.
- Развитие желания слухового восприятия речи. Особенно это касается чтения книг. Ребенок проявляет интерес к чтению.
- Развитие навыков рассказывания стихотворений. К трех летнему возрасту, ребенок оказывается способен повторить небольшой стишок, рассказанный или прочитанный взрослым.
- Начало становления грамматических навыков. Слова приобретают определенный характер. Ребенок начинает осваивать способы употребления существительных в определенном числе, осваивает временное употребление глаголов, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.
Дошкольный этап речевого развития
Этот период является основным в становлении полноценной связной речи ребенка. Словарный запас ребенка непрерывно растет и расширяется. К концу дошкольного возраста, ребенок владеет около 4000-5000 слов. Постепенно расширяется количество частей речи, используемых в активной речи. При этом, некоторые части речи, например, деепричастия, ребенок может произносить ошибочно. Но это является нормальным на данном этапе речевого развития.
В развитии речи дошкольника можно выделить ряд важных особенностей:
- Постепенное освоение свистящих согласных – в 3-4 года, шипящих – в 5-6 лет и сонорных – в 6-7 лет.
- Формирование непроизвольных высказываний в начале дошкольного возраста.
- Полноценное освоение диалогической речи.
- Освоение морфологии речи.
- Развитие фонематического восприятия к пяти-шести годам.
- Усвоение языковых закономерностей речевого строя.
- Освоение синтаксиса к семи годам, его использование в монологах.
- Полноценное формирование связных произвольных высказываний к концу дошкольного возраста.
Развитие речи в школьном возрасте
При поступлении ребенка в школу его речь приобретает осознанный характер. Ребенок, практически не использует, непроизвольные фразы.
На данном этапе осуществляется революция в речевом развитии – речь перестраивается с восприятия звуков на слух, их различия до осмысленного применения всех компонентов языка и языковых конструкций.
В школьном возрасте, ребенок начинает осваивать письменную речь. В это время, приоритетное внимание уделяется формированию грамматического строя, орфографии, синтаксису и их верному применению при написании слов и предложений. Устная речь тесно связывается с письменной, и в то же время, письменная речь имеет свои особенности формирования, приемы освоения, от эффективного использования которых зависит полноценное речевое развитие ребенка.
Рисунок 3. Влияние онтогенеза речи на развитие высших психических функций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ