Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Оценивание результатов обучения

Определение 1

Оценивание результатов обучения – это установление соответствия между уровнем выполненных учащимися задач и теми, что были поставлены перед ними в начале учебного процесса.

Шкалы оценивания результатов обучения

Оценивание результатов обучения является одним из этапов диагностики успешности реализуемого образовательного процесса. Процесс оценивания представляет собой измерение результатов учебной работы. Для измерения используются соответствующие измерительные шкалы.

В настоящее время различают следующие виды шкал.

Количественная шкала – предусматривает получение конкретной оценки результатов обучения, представленной в виде числа. Непосредственно в нашей стране используется пятибалльная шкала оценивания уровня знаний.

Количественные шкалы бывают следующих видов:

  1. Абсолютная количественная шкала – шкала, в которой начало отчета находится вне зависимости от положения учащегося, который занимает в ней определенное место в соответствии с собственным уровнем знаний. Недостатком данного вида шкалы является то, что она не учитывает индивидуальные особенности и возможности учащихся. Например учащийся в процессе выполнения задания проявил титанические усилия, но его результат оказался значительно ниже, чем результат отличника, обладающего хорошей памятью и способностью легко усваивать учебный материал. Именно в данных случаях и возникает впечатление о несправедливости оценивания.
  2. Относительная количественная шкала – предусматривает сравнение текущего состояния учащегося с его же состоянием, но в некоторое время назад. То есть, относительная шкала, в отличие от абсолютной шкалы, находится во взаимосвязи с учащимся, отражает его изменения и развитие. Несмотря на то, что относительная шкала более точно отражает уровень развития ребенка, она, тем не менее, конфликтогенна в условиях совместного обучения группы людей.
«Оценивание результатов обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Таким образом, применение абсолютной шкалы уместнее в случае контроля итоговых результатов конкретного периода обучения. Контроль же внутри процесса обучения целесообразнее осуществлять с помощью относительной шкалы.

Порядковая шкала – предусматривает определенное упорядочивание измеряемых объектов на основании конкретных признакам.

К порядковым шкалам относят:

  1. Ранговые шкалы – предполагают оценку результатов по определенным критериям, установленным вначале обучения.
  2. Рейтинговые шкалы – это шкалы, разрабатываемые на основании рейтинга, который получается посредством проведения публичного опроса или субъективного мнения экспертов. Кроме того рейтинг может быть набран с помощью очков, получаемых учащимися в ходе учебного занятия, при выполнении различного рода занятий и т.д. Недостаток такого оценивания заключается в том, что количество набираемых учащимися рейтинговых очков может быть различным в разных образовательных учреждениях. Например, в одной школе рейтинг в 70 баллов будет считаться достаточно высоким, в то время как в другой эти же баллы могут относиться к низкому рейтингу. Достоинство рейтинговой шкалы является то, что набор баллов зависит только от способностей учащихся и не зависит от межличностных отношений между педагогом и учениками.
  3. Дескриптивные (описательные) шкалы – в основе данной шкалы оценивания лежит портфолио учащегося, которое наглядно описывает его успехи и достижения. Данная шкала относится к безотметочным методам оценивания.

Критерии оценивания результатов обучения

С целью проведения объективного оценивания результатов обучения, помимо шкал оценивания, используются различные критерии, которые в свою очередь делятся на два основных вида:

  1. К количественным критериям относят:

    • Объем знаний – может быть измерен посредством количества правильно решенных задач, выполненных упражнений, тестов и т.п.
    • Коэффициент усвоения учебного материала – это соотношение скорости усвоения учебного материла, к скорости с которой педагог его излагает.
    • Коэффициент прочности знаний – это соотношение объема усвоенного учебного материала к объему, который педагог сообщил учащимся за определенный промежуток времени.
  2. Качественными критериями оценивания результатов обучения являются:

    • Полнота знаний – это определенный учебной программой минимальный объем знаний, необходимый для понимания сущность изучаемого объекта и осознание связанных с ним явлений.
    • Глубина знаний – предполагает осознание учащимся связей и соотношений между имеющимися у него знаниями о различных объектах и связях. В отличие от полноты, глубина знаний не допускает изолированность знаний об объектах и явлениях друг о друга, напротив она представляется их совокупностью.
    • Системность знаний – это понимание учащимся места имеющихся у него знаний в научной иерархии.
    • Оперативность знаний – определяется количеством ситуаций, в которых учащийся заведомо сможет применить те или иные знания, либо их совокупность для их успешного разрешения.
    • Гибкость знаний – это готовность учащегося самостоятельно находить способы применения знаний в практической деятельности, для разрешения жизненных ситуаций и т.д.
    • Осознанность знаний – проявляется в понимании учащимися путей получения необходимых знаний, их значимости в жизни, умении использовать их, понимать принцип действия механизмов и связей их становления.

К качественным критериям оценивания результатов обучения относят уровни усвоения учащимися учебного материала. Каждый уровень представлен конкретной учебно-познавательной задачей, направленной на проектирование и выполнение определенных видов учебной деятельности.

Учебные задачи выступают как разновидность опережающего управления когнитивной деятельностью, как «проект будущего учебного действия», определяющий интеллектуальное пространство, в котором учащиеся будут выполнять мыслительные действия.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot