Рассказывание по картине – это последовательное описание процессов, предметов, изображенных на картине, с детализацией их качеств, особенностей.
Картины выступают важными атрибутами образовательного процесса на дошкольном этапе. Они являются способом наглядного отражения событий и процессов, происходящих в мире.
Рассказывание по картине является способом развития связной речи ребенка, эстетического воспитания, формирования художественных навыков, а также является средством расширения кругозора ребенка, углубления его знаний об окружающем мире.
Виды занятий по формированию навыков рассказывания по картине
Рассказывание по картине реализуется на занятиях следующих типов:
- Составление описательных рассказов по предметным картинам. Такой рассказ предполагает последовательное описание ребенком предметов, которые изображены на картине с отражением их свойств, сущностных характеристик, параметров: формы, размера, цвета, назначения применения.
- Составление описательных рассказов по сюжетным картинам. Используются картины, на которых изображены конкретные сюжетные действия, события. Ребенку необходимо дать последовательное описание их происхождения т.е. ребенок описывает только то, что он видит, не выходя за рамки изображенной ситуации.
- Творческое описание картины. Оно предполагает составление ребенком самостоятельного рассказа по картине. Как правило, используются сюжетные картины. На них отражается конкретная ситуация, событие. Ребенку необходимо придумать начало развития события и его завершение т.е. он выходит за рамки изображенного, включая свою фантазию, воображение.
- Составление рассказов по нескольким картинкам. Применяется серия картинок, на которых отражено какое-то событие. Ребенок описывает то, что отражает каждая картинка, связывая это с описанием изображенного на иных картинках. Это учит последовательному рассказу, установлению связи событий и явлений, которые изображены на разных картинках и формированию единой структуры повествования.
- Составление описательных рассказов по пейзажам. Используются картины, на которых изображены разнообразные пейзажи и составляется повествование. Может быть использовано стандартное описание изображения, а может и творческое – составление рассказа по картине.
Принципы работы по составлению рассказов по картинам
Обучение дошкольников составлению рассказов по картинам опирается на ряд основополагающих принципов. К ним относятся:
- Работа по обучению рассказыванию по картинам начинает вестись с 4-5 летнего возраста дошкольника. Это необходимо потому, что для описания необходим развитый словарный запас и наличие определенных знаний об устройстве окружающего мира.
- Выбор оптимальной картины для описания, соответствующей возрастному этап развития дошкольника. Чем младше ребенок, тем меньше объектов должно быть изображено на картине и проще должен быть ее сюжет.
- Нахождение картин, которые были использованы в описательной работе в помещении в течение определенного периода времени. Это позволит закрепить навыки рассказывания.
- Ознакомление детей с правилами составления рассказа. Ребенок должен знать из каких частей состоит рассказ: вступление, начало, середина, заключение, как они связываются между собой и в какой последовательности идут друг за другом т.е. должны быть сформировано понимание необходимости соблюдения последовательности рассказа.
- Формирование понимания, что представляет собой рассказ и чем он отличается от простой совокупности предложений.
- Завершающим этапом обучения рассказыванию должно стать формирование составления рассказов по картинам, который дошкольник формирует самостоятельно и воспроизводит в правильной логической последовательности.
- Использование вариативного изобразительного материала на занятиях. Должны применяться картины с разными сюжетами, разными объектами, направленные на формирование разносторонних представлений ребенка о мире и его процессах.
- Последовательность обучения рассказыванию. Работа по рассказыванию является поэтапной. На каждом этапе обучения дети осваивают составление логически законченной части рассказа. Затем, они учатся их связывать, формируя целостное повествование.
Этапы обучения рассказыванию по картине
Рассказывание по картине осваивается в несколько этапов обучения. Каждый этап охватывает определенный возрастной период развития дошкольников. Так, работа по описанию картин реализуется в следующей последовательности:
- Подготовительная работа. Она реализуется на начальном этапе обучения детей составлению описательных рассказов. Это будет младших или средний дошкольный возраст. Все зависит от конкретной образовательной программы, используемой в ДОУ и уровня развития детей. Дети изучают картину, отвечают на вопросы воспитателя об увиденном. Они учатся отмечать значимые объекты картины, описывать их свойства, что способствует расширению лексики и активизации речи дошкольников.
- Составление описательных рассказов по предметным и сюжетным картинам. Как правило, используются мини-рассказы т.е. дается краткое описание. Такая работа ведется в среднем и старшем дошкольном возрасте. Обучение начинается с ответов детей на вопросы педагога по событиям и объектам картины, а затем по составлению детьми небольшого описания увиденного.
- Составление полноценных рассказов. Сформированные навыки составления мини-рассказов расширяются, посредством освоения их объединения в единую сюжетную линию. Дети старшего дошкольного возраста и подготовительной группы учатся самостоятельно составлять рассказы разных типов: описательные, повествовательные, творческие. Это активизирует их связную речь, учит основам грамматического построения рассказа. Кроме того, это позволяет сформировать навыки планирования своей речи.
Рисунок 1. Методика обучения рассказыванию по картине. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ