Педагогика Древнего мира
Практика воспитания уходит корнями в глубину человеческой цивилизации. Вместе с первыми людьми появилось и воспитание. При этом наука о воспитании сформировалась намного позже.
Причина возникновения всех наук – жизненная потребность. В определенный момент воспитание начало играть в жизни людей значительную роль. Стали замечать, что развитие общества происходит быстрее или медленнее в зависимости от постановки процесса воспитания подрастающих поколений. Стало необходимым обобщить воспитательный опыт, создать учебно-воспитательные учреждения.
Свое начало европейские системы воспитания берут в древнегреческой философии.
Педагогами-теоретиками были такие древнегреческие мыслители как Платон, Сократ, Аристотель. В их трудах разработаны идеи и положения о воспитании человека и формировании его личности.
Педагогика Средневековья и эпохи Возрождения
Во времена Средневековья церковь монопольно захватила духовную жизнь людей и развернула воспитание в религиозном направлении. Образование в этот период потеряло прогрессивную направленность, присущую античным временам. На протяжении многих веков закреплялись принципы догматического обучения, которое просуществовало в Европе почти двенадцать веков. В Средневековье педагогическая теория не получила особого развития.
Эпоха Возрождения подарила целую плеяду педагогов-гуманистов: Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Мишель Монтень.
Педагогика достаточно долго являлась частью философии и только в $XVII$ веке стала самостоятельной наукой. Безусловно, и сейчас педагогика неразрывно связана с философией. Выделение педагогики из философии связано с именем чешского педагога Яна Коменского. Предложенные Коменским методы, принципы, формы обучения вошли и до сих пор используются в педагогической теории. К ним относятся принцип природосообразности и классно-урочная система.
Английский педагог и философ Джон Локк сосредоточил свои усилия на создании теории воспитания.
На стыке девятнадцатого и двадцатого века активные исследования педагогических проблем были начаты в США. Американскими учеными были сформулированы общие принципы и определены закономерности воспитания, разработаны и внедрены достаточно эффективные образовательные технологии. Яркими представителями американской педагогики являлись Джон Дьюи и Эдвард Торндайк. Знаменит также американский педагог и врач Бенджамен Спок. Поставленный им вопрос о превалировании в воспитании детей строгости или доброты до сих пор не нашел однозначного ответа.
В начале $20$ века в мировой педагогике активно начали распространяться идеи свободного развития и воспитания ребенка. Огромный вклад в это внесла итальянская учительница Мария Монтессори. Она утверждала, что необходимо максимально использовать ресурсы детского возраста и основной формой начального обучения должны стать самостоятельные учебные занятия.
Русская педагогика
Зарождались идеи воспитания и в русской педагогике, ими мы обязаны В.Г.Белинскому, А.И.Герцену, Н.Г.Чернышевскому, Л.Н. Толстому. Мировой славой русская педагогика обязана Константину Дмитриевичу Ушинскому. Он фактически совершил переворот в педагогической теории и практике. В его педагогической системе ведущее место отводится учению о целях, принципах и сущности воспитания.
По Ушинскому, руководящая роль принадлежит школе, учителю:
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания».
Приверженцем идеи свободного воспитания в России был Константин Вентцель. Он создал в $1917$ году одну из первых деклараций прав ребенка. В $1906–1909$ годах в Москве очень успешно функционировал созданный им «Дом свободного ребенка», в котором главным лицом был ребенок.
Русская педагогика послереволюционного периода встала на путь собственного осмысления и идейных разработок в области воспитания человека нового общества. Педагогике социалистического периода известность принесли труды Н.К.Крупской, В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко. Крупская рассматривала проблемы формирования советской школы, организации внеклассной работы и зарождающегося, в тот момент, пионерского движения. Макаренко сформулировал и внедрил на практике принципы формирования и педагогического руководства коллективом детей, методику трудового воспитания, занимался изучением проблем сознательной дисциплины и семейного воспитания детей. Сухомлинский остановил свое внимание на исследовании моральных проблем воспитания подрастающего поколения.
В период с $1940$ по $1960$ год в педагогической науке активно трудился Михаил Данилов. Он создал концепцию начальной школы и составил множество руководств для учителей. После него в период с $1970$ по $1980$ год активно разработкой проблем начального образования занималась команда ученых под руководством академика Занкова Л.В.. Результатом этих исследований стала новая система обучения детей младшего школьного возраста, основанная на приоритете развития познавательных возможностей ребят.
В конце восьмидесятых годов в России началось обновление и перестройка школы, в это время возникает педагогика сотрудничества.
Сегодня достигнуты значительные успехи в некоторых областях педагогики. Прежде всего, это относится к разработке новейших технологий дошкольного и школьного начального обучения. Наметился определенный прогресс в области создания более эффективных методик воспитания. Новая школа России движется в сторону гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания. Но до сих пор педагогическая наука не имеет единого взгляда воспитание детей.