Принципы системного подхода
Системный поход в педагогике требует отношения к педагогике как к целостной системе, то есть совокупности структурированных и взаимосвязанных между собой частей.
Данный подход является более качественным и современным, в сравнении с традиционным предметным подходом. Он пришел на смену функциональному и аналитическому подходам, в которых части целого рассматривались как изолированные и самостоятельные компоненты.
Любой системный подход, в том числе и в педагогике определяется следующими основными принципами:
- целостностью,
- иерархичностью,
- множественностью,
- структуризацией,
- системностью.
Принцип системности является объединяющим для остальных принципов, согласно ему каждый объект обладает всеми признаками системы. Современная концепция педагогического системного подхода сильно отличается от концепции прошлых веков, но основа была заложена именно тогда.
Принцип целостности подразумевает, что отдельные элементы системы являются единым целым и подчиняются общим принципам, задачам и целям.
Иерархичность представляет собой совокупность всех элементов системы. Каждый из этих элементов имеет свое значение, подчинен другим элементам или подчиняет себе другие составляющие элементы системы.
Структуризация заключается в объединении разных элементов системы в подсистемы по соответствующим признакам. Каждая из подсистем может быть связана с другими подсистемами.
Множественность предполагает применение различных моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
Элементы педагогики в рамках системного подхода
При рассмотрении педагогики как системы, необходимо обращать внимание на элементы, формирующие педагогику как научную дисциплину.
Основными компонентами педагогики являются обучение и воспитание, которые взаимосвязаны еще с другими составляющими.
Воспитание и обучение представляют собой не просто элементы, а направления педагогики, на которые ориентированы все ее компоненты. Воспитание состоит из целого комплекса элементов: передача накопленного опыта, воздействие коллектива и педагогов, формирование мировоззрения, адаптация личности в обществе и иные. Обучение также состоит из множества компонентов, составляющих целостную единую систему.
Синтез и анализ
Изучение педагогики с позиции системного подхода предполагает применение двух базовых методов – анализа и синтеза.
Синтез подразумевает деление объекта на составляющие компоненты и изучение их в отдельности.
Анализ заключается в сопоставление всех элементов и их объединение в единую систему по схожим признакам.
В педагогике системный подход дает возможность отделить и очень тщательно изучить каждую часть системы в отдельности, проанализировать, сопоставить элементы друг с другом, объединив их в целостную структуру. В этом процессе выявляются сходства и различия элементов, связующие характеристики и противоречия, приоритетность элементов, динамика развития каждого отдельного элемента и системы в целом.
В рамках системного подхода предполагается построение функциональных и структурных моделей, которые позволяют изучить процессы и объекты как целостные системы и получить знания о закономерностях их организации и функционирования.
Системный подход в педагогике отражается в категориях: педагогическая система, педагогический процесс, система средств, методов и форм, модель педагогической системы, система воспитания, дидактическая система, система управления образованием и другие.