Понятие гуманизма
Слово «гуманизм» с латинского переводиться как человечность. В I в. до н.э. это слово уже употреблял греческий философ Цицерон (106-43 до н. э.). Для него humanitas - это развитие и обучение человека, которое способствует его возвеличиванию.
Представление о гуманизме предполагает:
- относиться к человеку как к высшей ценности
- уважать достоинство каждой личности
- свободное развитие личности
- реализация способностей и стремление к счастью
- признание основополагающих прав человека
- утверждение благополучия человека
Как особенность мировой культуры, гуманизм появился еще в древнем мире. Древним египтянам удалось сформировать замечательные особенности нравственных поступков индивида.
Проявление гуманизма наблюдается на протяжении всей истории. Как направление в культуре, гуманизм появился в XIV веке в Италии, далее охватил Западную Европу в XV века. Эпоха Возрождения, или Ренессанс (от фр. renaitre - возрождаться) становится одной из ярчайших эпох в формировании европейской культуры, охвативших почти три столетия с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в. В истории народов Европы это была эпоха перемен и нововведений. Наступает процесс рождения капиталистических отношений и распад феодализма, происходит формирование наций и появление крупных национальных государств, создается новая вид политического строя - абсолютная монархия, появляются новые социальные группы - буржуазия и наемный рабочий люд. Все это происходит в условиях высокого уровня городской цивилизации.
Изменился и внутренний мир человека. Люди в эпоху Возрождения были одержимы жаждой самоутверждения, великих побед, активно присоединялись к социальной жизни, по-новому смотрели на мир природы, тянулся к глубокому ее осмыслению, любоваться ее красотой. Для культуры Возрождения свойственно светское восприятие и постижение вселенной, установление ценности земного бытия, величественность ума и творческих возможностей человека, важность личности. Гуманизм становиться началом культуры Возрождения.
В некоторых итальянских высших учебных заведениях стали возвращаться к античным культурным и научным традициям. Чтобы усовершенствовать внутренний мир человека, главную роль отдавали совокупности дисциплин, состоящих из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти предметы стали теоретической базой ренессансной культуры и были названы гуманитарными дисциплинами. Латинское понятие «humanitas» в то время означало устремление к развитию человеческого достоинства, несмотря на длительное принижение значения всего, что связано с человеческой жизнью. Просвещенность и активность выступали идеалом для гармонии.
Основоположником идей гуманизма считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374). Петрарка был одним из первых величайшим гуманистом, поэтом и гражданином. В его творчестве прослеживаются истоки многих путей, с помощью которых формировалась ренессансная культура в Италии.
Гуманисты формируют иной взгляд на понимание личности, в которой огромную роль играет понятие деятельности. Достоинство человеческой личности, по словам гуманистов, выражается личными заслугами и эффективной деятельностью, а не происхождением или социальной принадлежностью.
Ярким показателем этого подхода может служить, например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберты. По словам Альберта, человек может одолеть все трудности лишь своей активностью.
Истинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валлы. Личное благополучие выступает у него критерием нравственности.
Джованни Пико Делла Мирандола (1463-1494) в своей яркой «Речи о достоинстве человека» ставит личность в центр мира. Пико говорит о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем только захочет.
Восхваляя мощь и величие человека, любуясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения говорили о сближении человека с Богом.
В подобных рассуждениях Джанноццо Манетти (1396-1472), Марсилио Фичино(1433-1499), Томмазо Кампанеллы (1568-1639), Пико (1463-1494) и др. проявилась тенденция к обожествлению человека.
Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами. Наоборот, в подавляющем большинстве они оставались верующими. Но если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем - человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге.
Развитие гуманистических идей в России
Уже у первых великих поэтов XVIII века - Ломоносова и Державина - встречается секуляризованный национализм, объединенный с гуманизмом. Уже не святая, а Великая Русь волнует поэтов; любовь к отечеству, наслаждение величием России относятся всецело к эмпирическому бытию России вне всякого историософского обоснования. В этом послании к России есть, конечно, реакция против слепого поклонения Западу и презрительного отношения ко всему русскому, что так ярко выражаются в русском вольтерианстве.
Державин, настоящий "певец русской славы", отстаивает свободу и достоинство человека.
Выступая против слепого поклонения Западу, насмехаясь над жестокими нравами русской жизни того времени, Новиков с сожалением говорит о невыносимом положении крепостных. Работа мысли шла под знаком реакции тогдашним "западникам" и выработки нового национального самосознания. Однако в гуманизме XVIII века у русских людей на первое место ставиться основное значение морали и проповедуется превосходство нравственности над разумом.
Обратимся к следующему ярому распространителю русского гуманизма XVIII века - А. Н. Радищеву. Радищев стал неким знаменем, как яркий и предприимчивый гуманист, как усердный сторонник примата социальной проблемы.
В XVIII и начала XIX веков в России царствовало масонство. Привлекая большие слои русского общества, масонство, поднимало поэтические движения в душе, было школой гуманизма, и в то же время возбуждало умственные интересы. Давая свободу вольным поискам духа, масонство освобождало от бездумного и пошлого русского вольтерианства.
Гуманизм, подпитывающийся от масонства, мы знаем по фигуре Н. И. Новикова. В центре гуманизма располагалась реакция против ограниченного интеллектуализма эпохи. Основная мысль заключалась в том, что "просвещение без нравственного идеала несет в себе отраву". Прослеживается единство с проповедями Руссо, к возвеличиванию чувств, но есть и отголоски того течения в Западной Европе, которые были связанны с английскими моралистами, с созданием "эстетического человека" (особенно в Англии и Германии).
В русском гуманизме, который был связан с масонством, важную роль исполняли чисто моральные мотивы. В этом отношении гуманизм XVIII века непосредственно соединен с моральным патетизмом русской публицистики XIX века.
Особым гуманизмом нового подъема представляется философия экзистенциализма (от позднелатинского existentia - cуществование). Основателем экзистенциальной идеи для современного экзистенциализма стал Мартин Хайдеггер. Он воздействовал и на французский экзистенциализм.
В центре гуманизма находится любовь к детям и воспитание любви в детях. Все произведения знаменитых классиков педагогики и социальной педагогики пронизаны любовью к детям. И.Г. Песталоцци, организовавший приют для бездомных и стремившийся сделать его большой дружной семьей, в письме одному из своих приятелей писал: