Познавательный интерес к профессиям
Познавательный интерес к профессиям – это позитивное эмоциональное отношение детей к профессиям взрослых, которое выражено стремлением больше узнать о разных профессиях, использовать данные знания в самостоятельной игровой и продуктивной деятельности.
Познавательный интерес в дошкольном возрасте обладает развитой структурой и состоит из трех основных компонентов:
- эмоциональных проявлений;
- интеллектуальной активности;
- проявлений волевых усилий.
Методы определения и развития познавательного интереса к профессиям
Чтобы охарактеризовать эмоциональные проявления, можно использовать ряд следующих методов:
- индивидуальные беседы с детьми;
- наблюдения;
- беседы с воспитателями;
- анкетирование родителей;
- парные сравнения и пр.
Чтобы определить интеллектуальную активность в структуре интереса, применяют метод бесед о профессиях, частично – метод наблюдений за детьми дошкольного возраста в процессе непосредственной образовательной и самостоятельной деятельности. Также характеристика волевых усилий может быть дана с использованием наблюдений за детьми-дошкольниками в процессе занятий по познавательному развитию и самостоятельной деятельности.
В ходе беседы может быть определено не только эмоциональное отношение, но и выявлен уровень представлений детей о профессиях окружающих их взрослых.
Чтобы выявить эмоциональное отношение, а также познавательную активность и волевые усилия, используют метод наблюдения занятий. Помимо этого, это один из методов исследования, который позволяет произвести анализ методов и приемов, используемых воспитателем, чтобы стимулировать познавательный интерес к профессиям. Наблюдением обеспечивается сбор фактов и их взаимосвязь, получение непредвзятой информации, касающейся особенностей проявления интересов у каждого ребенка и выделенной группы детей.
Чтобы уточнить предпочтения детей в том или ином виде деятельности, который связан с профессиями взрослых, может осуществляться наблюдение за детьми во время самостоятельной деятельности.
Такие наблюдения дают возможность определить, любят ли дети сюжетно-ролевые игры, отражают в них знания, касающиеся орудий труда, действия, связанные с той или иной профессией, которые были получены в ходе непосредственной образовательной деятельности, а также оценить условия, создаваемые воспитателем для осуществления самостоятельной детской деятельности. Устойчивый интерес к профессиям проявляется постоянным стремлением применять имеющуюся информацию и умения в сюжетно-ролевой игре, в продуктивных видах деятельности.
Чтобы определить предпочтения детей дошкольного возраста в играх, связанных с профессиями, степенью устойчивости познавательного интереса, может быть использован метод парных сравнений. Для его применения должно быть составлено 10 сочетаний по три типа занятий в каждом. Все типы деятельности, включая игры, связанные с разными профессиями взрослых, повторяются пять раз.
Работу проводят индивидуально с каждым ребенком. Детям предлагают назвать один из предлагаемых в сочетании типов деятельности, который больше всего ему нравится. Выбранный вид подчеркивают. На основании обработки полученных результатов могут выделяться следующие уровни:
- нулевой – отсутствует выбор игры, связанной с профессиями;
- низкий – один раз отдают предпочтение игре, связанной с профессиями;
- средний – осуществляется два-три выбора;
- высокий – демонстрируют четыре-пять предпочтений.
Чтобы подтвердить объективность ответов детей и определить познавательные проявления интереса может быть проведено анкетирование родителей, в процессе которого они отвечают на ряд вопросов, касающихся интереса их детей к профессиям окружающих взрослых.
Дети старшего дошкольного возраста должны научиться регулярному и самостоятельному использованию знаний и умений в сюжетно-ролевых играх, благодаря чему обогащается сюжет игровой деятельности, увеличивается число ролей, которые дети берут на себя в игровой деятельности и пр.
Дети должны научиться продолжительное время сосредотачиваться на непосредственной образовательной и самостоятельной деятельности, которая связана с профессиями, не отвлекаться, проявлять сосредоточенность в деятельности, которая связана с профессиями известных им взрослых. Также дети должны научиться самостоятельно справляться с трудностями, не отказываться от задуманного плана действий.
На основании обозначенных критериев и показателей, принято выделять высокий, средний и низкий уровни познавательного интереса к профессиям у детей старшего дошкольного возраста.
Иными словами, познавательный интерес в старшем дошкольном возрасте обладает сложной структурой. Чтобы выявить уровни и особенности познавательного интереса дошкольников к профессиям взрослых, необходимо пользоваться разнообразными методами исследования, которые были описаны выше. Знакомство старших дошкольников с трудом взрослых помогает открыть ряд новых возможностей для расширения содержания детских игр, в которых отражены представления, касающиеся разнообразного труда взрослых. Также это помогает повысить нравственно-интеллектуальный уровень этих игр, то есть дети проявляют желание принять участие в труде совместно с близкими взрослыми, а также начинают более ответственно относиться к выполнению своих обязанностей и поручений.