Инклюзивное образование
Обучающиеся с ОВЗ – это физические лица, имеющие недостатки физического или психологического развития, которые подтверждены психолого-медико-педагогической комиссией и препятствуют получению образования без специализированных условий.
Инклюзивное образование предполагает максимальное вовлечение детей с ОВЗ в активную общественную жизнь. Дети при такой форме обучения должны ежедневно посещать занятия. Материал осваивают на уроках и закрепляют при выполнении домашнего задания. Оценку знаний производят через выполнение самостоятельных и контрольных работ.
Можно выбрать дневную или вечернюю форму обучения. После окончания школы выдают стандартный аттестат. Принято выделять несколько типов форм инклюзивного обучения:
- класс с инклюзивным обучением в общеобразовательной школе – организация специального учебного помещения с необходимым оборудованием. В таком классе может учиться сразу несколько детей с ОВЗ;
- полная форма обучения – дети с ОВЗ посещают занятия вместе со здоровыми одноклассниками, принимают участие во всех школьных и внеклассных мероприятиях;
- частичная форма обучения – синтез домашнего обучения с посещениями школьных занятий. Дети могут участвовать во внеклассных мероприятиях, а количество предметов и учебных часов рекомендовано Центральной психолого-медико-педагогической комиссией;
- точечная форма обучения – школьник с ОВЗ может посещать исключительно внеклассные мероприятия.
Плюсы такой формы обучения:
- социализация – дети с ОВЗ не чувствуют себя ущемленными, общаются с ровесниками, адаптируются в обществе;
- здоровые дети развивают в себе чувство милосердия, взаимовыручку и толерантность.
Минусы:
- далеко не все школы готовы принимать на обучение детей с ОВЗ в связи с оснащением и квалификацией педагогов. Самое элементарное требование – наличие лифтов и пандусов, специального медицинского оборудования, штатных психологов, отсутствие специальных образовательных программ – все это не позволяет вовлекать детей с ОВЗ в течение обычного образовательного процесса средней школы;
- школьная атмосфера – не все дети и учителя, к сожалению, умеют себя правильно вести в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья. В этом направлении выделяют две крайности: снисхождение с завышенными оценками, или озлобленность и пренебрежение.
Домашнее обучение
Разработано два типа индивидуальных программ, предназначенных для обучения детей с ОВЗ на дому преподавателями:
- общая – дети с ОВЗ учатся точно так же, как и одноклассники, то есть регулярные занятия, продолжительностью от 10 минут до 2х часов, в зависимости от серьезности нарушения, от которого страдает ребенок, контрольные и экзамены – только все это проводят на дому. В конце обучения ребенку выдают стандартный аттестат об окончании средней школы;
- вспомогательная – создают специальную программу, которая учитывает состояние здоровья ребенка. В конце обучения ребенку выдают аттестат особого образца с указанием программы обучения.
Плюсы:
- дома детям легче и привычнее находиться. Домашняя комфортная обстановка исключает возможные физические и психологические травмы;
- индивидуальный подход к обучению специально подстраивается под особенности здоровья ребенка с ОВЗ.
Минусы:
- отсутствие социализации, приспособленности к особенностям, как положительным, так и отрицательным, жизни вне дома;
- расписание изучаемых предметов обычно сильно изменяется, чаще всего, изучают один предмет в день, причем дают сразу несколько новых тем этого предмета, что вызывает переизбыток однотипной информации;
- сосредоточенность педагогов и родителей вокруг одного ребенка развивает в нем эгоистичность и инфантильность.
Заочное семейное обучение, экстернат
Ребенок, имеющий те или иные особенности здоровья, обучаются в соответствии с индивидуальной программой. Родители самостоятельно организовывают процесс обучения, предварительно согласовывая этот процесс с органами местного самоуправления.
Чаще всего учеба проходит через дистанционное обучение частных организаций. Основа этого обучения – самостоятельная работа ребенка, который через современное оборудование организовывает себе занятия в удобное для него время.
Чтобы сдать промежуточные экзамены и пройти полную аттестацию, необходимо выбрать один из следующих вариантов:
- первый – временное прикрепление к любой школе, сдаче нужных экзаменов с последующим отчисление учащегося;
- второй – сдача платных экзаменов в онлайн-школах.
Обучение экстернатом отличается от описанных выше вариантов значительно более коротким сроком обучения.
Плюсы:
- удобный учебный режим, подстраиваемый под каждого конкретного ребенка;
- оперативная работа педагога и учеников;
- индивидуальная методика работы. Например, ребенок имеет возможность изучить курс по одному и тому же предмету в нескольких разных школах, чем обеспечивается более глубокое и разностороннее знание предмета.
Богатый выбор использование источников информации для учебы и укрепление коммуникативных навыков благодаря онлайн взаимодействию с учителями и другими детьми – тоже можно отнести к положительным чертам заочного семейного обучения.
Минусы:
- интернет-общение не может в полной мере заменить эмоциональное живое общение, возникающее при реальном контакте;
- прохождение работы зависит от степени самостоятельности учащегося, потому результаты могут быть неудовлетворительными;
- непрерывное использование интернет-ресурсов, информационных банков и презентаций создает некоторую однобокость обучения, которая может утомить ребенка.
Наиболее оптимальную форму обучения детей с ОВЗ подбирают во время прохождения ими ЦПМПК. Специалистами оценивается психофизическое состояние здоровья и оказывается помощь в подборе наиболее оптимального варианта обучения, включая инклюзивные формы.