Понятие нравственного воспитания
Современное российское общество оказалось в эпицентре моральных и нравственных проблем. Процессы глобализации и универсализации воздействуют на культуры страны, происходит разрушение традиционных национальных духовных ценностей, в результате этого возрастает социальное зло, а так же усиливается моральное недоверие друг к другу, межличностные и межнациональные конфликты воспринимаются как обычное явление, исчезает эмпатия, устанавливается тенденция разрушения национальных культурных традиций, идеалы молодежи переориентируются с духовных на материальные.
Актуальным остается вопрос этического измерения отрицательных последствий навязывания нашему социуму элементов жизненных стандартов Запада, что еще больше усугубляет кризис духовности российского общества. Это можно заметить в обесценивании морали и моральных императивов, а также в отсутствии на уровне межличностных отношений гуманных установок, благодаря которым происходит полноценное становление личности.
Российскому обществу, как никогда, требуется наличие социально ценной и духовно стойкой личности, «Человека морального» с высоким уровнем культуры, способного стать ответственным, деятельным, активным субъектом общественного развития.
Среди исследователей нет в определении понятия «нравственное воспитание», он характеризуют его как:
- сложный интегрированный процесс;
- процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения;
- общественное явление, которое подчиняется законам общественного развития;
- целенаправленное воздействие старшего поколения на младшее с целью выработки у него устойчивых моральных качеств;
- целенаправленный процесс организации и стимулирования разносторонней деятельности и общения, направленный на овладение нравственной культурой поведения, отношением к окружающему миру;
- процесс, специфические функции которого осуществляются по своим собственными правилам и закономерностям;
- стержень гармоничного развития личности;
- форма трансформации опыта и сфера реализации человеческой нравственной культуры;
- выработка умений и навыков нравственного поведения, формирование гуманных взаимоотношений.
Цели и задачи нравственного воспитания
Главной целью нравственного воспитания является привитие моральных ценностей, формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков и привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, участия в практической деятельности.
В целом ученые выделяют такие нравственные качества личности: доброта, честность, справедливость, искренность, достоинство, милосердие, любовь, прощение, великодушие, мудрость, ответственность, верность, толерантность, гостеприимство, открытость, мужество, героизм, согласие, решительность, доброжелательность, правдоподобие, оптимизм, умеренность, кротость, уравновешенность, терпеливость, усердие, инициативность, трудолюбие, самостоятельность, благородство, бережливость и др.
Работу по нравственному воспитанию подрастающего поколения в общем виде можно рассматривать как последовательное решение таких задач:
- Расширение, углубление и систематизация знаний человека о моральных нормах и правилах культурного поведения, принятые в обществе.
- Формирование навыков культурного поведения, соблюдение существующих правил, морально - этических норм, выработка негативного отношения к антиобщественным проявлениям в окружающей жизни.
- Формирование практических умений и навыков, привычек культурного поведения, заботливого отношения к людям, природе, общественного имущества.
- Развитие умения справедливо оценивать свои и чужие поступки, обобщать и накапливать опыт нравственного поведения.
Конечным результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность – способность личности сознательно воспроизводить собственное поведение на основе общепринятых моральных качеств, норм и правил, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Методы нравственного воспитания
Методы нравственного воспитания – это пути и способы формирова¬ния духовно-нравственного сознания, развития мораль¬ных чувств и выработки навыков и привычек поведения.
К методам разностороннего воздействия на сознание, волю и чувства относятся мето¬ды формирования сознания личности. К ним относятся объяснение, увещевание, рассказ, доклад, лекция, разъяснение, диспут, внушение, пример.
Также к методам нравственного воспита¬ния относятся методы акцен-тирования ценности, про¬буждения адекватных эмоций, ценностных сопос-тавлений. Последователь¬ность этих методов образует механизм присвоения ценностей: их осознание, эмоциональ¬ное приятие, включение в систему ценностных ориентаций индивида.
Эффективным в духовно-нравственном воспитании является метод совместного поиска, ко¬торый стимулирует человека в развитии его духовной жизни. Совме¬стный поиск содержит проблемную ситуацию (па¬радокс, сомнение, тайну и т.п.), позиции, мнения, пред¬положения, кото¬рые могут помочь разрешить эту ситу¬ацию.
Одной из эффективной форм воспитания могут быть чтение и анализ художественных произведений. На примере художественных произведений можно анализировать поведение героев, давать оценку их поступкам, выделять позитивные и негативные черты характера героев. В художественных произведениях поднимаются проблемы любви к ближнему, дружбы, справедливости, честности, достоинства, красоты и неповторимости и др. То есть, на примере художественных произведений можно раскрыть суть общечеловеческих ценностей, отграничить положительные от отрицательных и объяснить ребенку, в чем между ними разница.
Большие возможности в нравственном воспитании имеют словесные методы обучения (объяснения, беседы, рассказы и др.).
Из практических методов эффективными для решения задач по нравственному воспитанию являются практические работы, которые обеспечивают включение в реальную, связанную с жизнью деятельность.
Таким образом, обобщение данных предоставляет возможность раскрыть нравственное воспитание как процесс усвоения нравственных ценностей и идеалов, овладение нравственной культурой, формирование устойчивых моральных качеств, развитию нравственного чувства и навыков морального поведения. К методам нравственного воспитания относятся методы формирования сознания, методы убеждения, словесные методы, личный пример и др.