Профориентация – это совокупность мероприятий и способов деятельности, ориентированных на выбор подростками профессионального пути, оказание молодежи помощи в выборе будущей профессии.
Профориентационная деятельность является важным направлением работы педагога. Она позволяет создать условия,способствующие осознанному выбору каждым учащимся старших классов своего профессионального пути.
Профориентация осуществляется различными методами и средствами. Их выбор зависит от компетентности конкретного педагога и его заинтересованности в подготовке молодежи к выбору своего профессионального пути развития.
Ознакомительные методы профориентационной работы педагога
Методы ознакомления учащихся с профессиональной деятельностью и ее различными направлениями ориентированы на просвещение учащихся по вопросам выбора профессионального пути, вариантов профессиональной деятельности и особенностей профессиональных функций, которые предстоит выполнять в ее ходе.
К ознакомительным профориентационным методам работы относятся:
- Методы информационного просвещения. Они предполагают проведение занятий по просвещению молодежи о спектре профессий, с их описанием и детальным рассмотрением. На таких занятиях рассматриваются и теоретические основы подготовки к той или иной профессии, рекомендации по выбору профессионального пути.
- Проведение занятий в учебных мастерских. Такие методы носят практиориентированный характер т.е. они позволяют познакомить учащихся с практической стороной профессий и их содержания.
- Изучение справочной литературы. Она дает представление о профессиях, их содержании и особенностях.
- Использование информационно-поисковых систем. Как правило, применяется сеть Интернет. Здесь можно найти информацию о разных профессиях, учебных заведениях, их факультетах и специальностях, востребованности той или иной профессии на рынке труда и т.д.
- Организация экскурсий на предприятия и в учебные заведения. Они позволяют дать наглядное представление учащимся о процессе обучения по выбранной профессии, о предстоящей работе на предприятии и т.д.
- Организация встреч со специалистами. Это дает возможность дать учащимся ответы на их вопросы о той или иной профессии, ее роли в жизни отдельного человека и общества, профессиональных функциях специалиста.
Методы психодиагностики для подготовки учащихся к выбору профессии
Методы психодиагностики ориентированы на изучение личности отдельного учащегося, выявление его потенциальных возможностей и способностей для определения оптимального профессионального пути развития.
К психодиагностике помимо педагога могут быть привлечены другие специалисты. Как правило, это психологи. Они помогают в проведении тренингов выбора профессионального пути развития и выявлении психических особенностей и склонностей конкретной личности.
К методам психодиагностики, используемым в профориентационной работе, относятся:
- Составление опросников для учащихся. Они включают в себя перечень вопросов, затрагивающих свойства личности учащегося, черты его характера, видение окружающего мира и себя;
- Анкетирование профессиональных способностей. Для учащихся составляются анкеты, которые ориентированы на выявление отношений к профессиональной деятельности разного рода, склонностей, интересов, подходящих направлений деятельности;
- Методы профессиональной мотивации. Они ориентированы на стимулирование учащихся к выбору своего профессионального пути;
- Проведение игровых тренингов. Игра позволяет создать атмосферу рабочего процесса, приближенную к реальности. Это открывает возможности выявления потенциальных возможностей учащихся в той или сфере профессиональной деятельности. Кроме того, это позволяет спрогнозировать будущее профессиональное поведение подростка.
Методы психодиагностики позволяют не только выявить потенциальные профессиональные возможности учащихся, их склонности и интересы, но и обучить их выполнению простейших профессиональных операций, обратив внимание на сложность выполнения ими профессиональных действий, их доступность или недоступность для них.
Методы активизации деятельности учащихся
При активизация деятельности в профессиональном направлении учащиеся углубляют свои знания и навыки в конкретной области. К таким методам относится:
- Проведение конкурсов разной направленности. Они позволяют выявить творческие аспекты личностного развития учащихся, тягу и способности к научным направлениям деятельности, спортивным состязаниям и т.д.;
- Дифференциация заданий на учебных занятиях позволяет углубить знания в конкретной области деятельности учащихся, которые преуспевают в ней, и продвинуть развитие отстающих;
- Организация в учебном заведении кружков, секций разной направленности. Это позволяет учащимся опробовать свои силы в разных направлениях деятельности;
- Организация внеурочной деятельности разной направленности и форм реализации. Она может носить профессиональную ориентацию, способствовать творческому развитию учащихся и активизации их познавательной заинтересованности.
Следует отметить, что профориентация у педагога может быть организована в индивидуальной, групповой форме, а также носить массовый характер. При этом, педагогу требуется пройти предварительную подготовку, направленную на реализацию профессиональной ориентации учащихся.
Профессиональная ориентация имеет свою направленность реализации для разных возрастных групп учащихся.
В настоящее время в образовательном процессе применяются инновационные методы профориентации подрастающего поколения. Они включают в себя разнообразные игры, квесты, профориентационные конкурсы и состязания.
Игровые технологии в профориентационной работе позволяют выявить навыки и способности учащихся и направить их деятельность по верному пути развития.