Краткая биография
Родился Шалва Александрович в Тбилиси в $1932$ году. Окончил факультет востоковедения Тбилисского государственного университета. Свою педагогическую деятельность Шалва начал в $1952$ году с работы пионервожатым. В $1958$ году Амонашвили закончил аспирантуру и в $1960$ году защитил диссертацию по педагогике (кандидатскую). А уже в $1972$ году прошла защита его докторской диссертации по психологии.
Период с $1958$ по $1991$ год был посвящен работе в НИИ педагогики Грузии – от лаборанта до генерального директора. Начиная с $1998$ года, и до сегодняшнего дня он является заведующим лабораторией гуманной педагогики в Московском педагогическом университете.
Шалва Александрович имеет множество званий и является доктором психологических наук, руководителем Международного Центра Гуманной Педагогики, академиком Российской Академии Образования, членом Академии Педагогических Наук Украины, почётным доктором Софийского Университета, лауреатом премий Правительства России, «Рыцарь Гуманной Педагогики» и «Рыцарь детства». Награждён медалями «Учитель Великой России» и «К.Д.Ушинского».
Шалва Амонашвили развивает и утверждает идеи духовного гуманизма в педагогической теории и практике. Проводит семинары по системе гуманно-личностного подхода к детям в образовании.
Теория гуманно-личностной педагогики
Базовой основой теории гуманно-личностной педагогики является совокупность идей, которые сложились в традиционном философском, психолого-педагогическом наследии и в современном мире. Понятие «гуманная педагогика» относится к педагогической классике, но отводится в сторону от авторитарных педагогических идей и практики, в которых высшие педагогические ценности толкуются грубо-материалистично и силовые методы в образовательном пространстве в связи с этим становится нормой.
Гуманно-личностная педагогика - это одна из вариаций гуманной педагогики, которая является источником для множества педагогических подходов и систем.
Следует отметить, что современная педагогическая мысль до сих пор инерционно ищет пути усовершенствования авторитарной педагогики, учитывая развитие технократического мышления.
Основу гуманно-личностной педагогики составляют допущения следующего характера:
- признание реальности и действительности Высшей Силы, Бога, Творца;
- признание бессмертия человеческой души, её стремление к вечному совершенствованию;
- принятие земной жизни как части пути вечного совершенствования души человека.
Исходя из этого, делаются выводы в отношении сущности ребёнка:
- ребёнок - это явление в нашей земной жизни;
- ребёнок - это носитель своей миссии и своего предназначения на Земле;
- в каждом ребёнке присутствует неограниченная энергия духа.
В этом состоит духовно-философская основа гуманно-личностной педагогики.
Вместе с душой ребёнок является носителем земной природы, той части, которая называется психологией. Согласно гуманно-личностной педагогике природа в ребёнке проявляется в трёх базовых силах, законы движения которых должны стать научной основой образовательного процесса. Такими силами являются:
- страсть к развитию;
- страсть к взрослению;
- страсть к свободе.
Основную идею гуманно-личностной педагогики Амонашвили можно выразить следующим образом. Ребёнок - единое целое с его земной и духовной природой, в котором духовное начало ведёт земное.
Понятия гуманно-личностной педагогики
В рамках гуманно-личностного педагогического подхода рассматриваются такие основные понятия как: школа, образование, воспитание, урок, учитель, гуманность. Школа представляет собой лестницу для восхождения духовности и души человека, высшей ступенью которой является любовь.
Воспитание - это питание духовного стержня человека. Образование – это процесс выявления, раскрытия, утверждения внутреннего образа, через потоки внешних образов. Урок является поиском своей судьбы с помощью опыта, знаний, образов прекрасного и непосредственно самой жизни. Учитель в этой системе является носителем мудрости и знаний.
Такой подход к семантической трактовке педагогических понятий позволяет отразить изначально заключенную в них духовность.
Смысл гуманно-личностного подхода в педагогике заключается в проведении ученика по пути развития и совершенствования его духовного мира, осознания своего предназначения, по пути умножения любви и добра на Земле.
Целью гуманно-личностного образования является облик благородного человека, человека с большой буквы.
Роль учителя в гуманно-личностной педагогике
Проблема педагога - самая важная в системе гуманно-личностного педагогического мышления.
Педагог в результате своей деятельности создаёт вокруг себя субъективное образовательное пространство. Объективный педагогический процесс в реальности является субъективной волей сообщества педагогов. В центре этого процесса стоит общение учителя со своими учениками, а воспитателя со своими воспитанниками. Это такое общение, в котором воспитанник находится в духовной общности с педагогом, когда учитель дает ученикам опору, радость от познания, понимание, помощь, дружбу, сострадание, любовь. Такое образовательное пространство может создать вокруг себя только педагог, который мыслит и имеет взгляды на жизнь в соответствии с принципами гуманно-личностной педагогики, который внедряет их в своей педагогической практике. Поэтому важно уделять как можно больше внимания подготовке и переподготовке педагогов, раскрывать в них истинное творчество, расширять их сознание.
Распространение идей гуманно-личностной педагогики проходит посредством семинаров для учителей и воспитателей в рамках курсов повышения квалификации.