Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Гуманная педагогика Амонашвили

Краткая биография

Родился Шалва Александрович в Тбилиси в $1932$ году. Окончил факультет востоковедения Тбилисского государственного университета. Свою педагогическую деятельность Шалва начал в $1952$ году с работы пионервожатым. В $1958$ году Амонашвили закончил аспирантуру и в $1960$ году защитил диссертацию по педагогике (кандидатскую). А уже в $1972$ году прошла защита его докторской диссертации по психологии.

Период с $1958$ по $1991$ год был посвящен работе в НИИ педагогики Грузии – от лаборанта до генерального директора. Начиная с $1998$ года, и до сегодняшнего дня он является заведующим лабораторией гуманной педагогики в Московском педагогическом университете.

Шалва Александрович имеет множество званий и является доктором психологических наук, руководителем Международного Центра Гуманной Педагогики, академиком Российской Академии Образования, членом Академии Педагогических Наук Украины, почётным доктором Софийского Университета, лауреатом премий Правительства России, «Рыцарь Гуманной Педагогики» и «Рыцарь детства». Награждён медалями «Учитель Великой России» и «К.Д.Ушинского».

Шалва Амонашвили развивает и утверждает идеи духовного гуманизма в педагогической теории и практике. Проводит семинары по системе гуманно-личностного подхода к детям в образовании.

Теория гуманно-личностной педагогики

Базовой основой теории гуманно-личностной педагогики является совокупность идей, которые сложились в традиционном философском, психолого-педагогическом наследии и в современном мире. Понятие «гуманная педагогика» относится к педагогической классике, но отводится в сторону от авторитарных педагогических идей и практики, в которых высшие педагогические ценности толкуются грубо-материалистично и силовые методы в образовательном пространстве в связи с этим становится нормой.

Замечание 1

Гуманно-личностная педагогика - это одна из вариаций гуманной педагогики, которая является источником для множества педагогических подходов и систем.

Следует отметить, что современная педагогическая мысль до сих пор инерционно ищет пути усовершенствования авторитарной педагогики, учитывая развитие технократического мышления.

«Гуманная педагогика Амонашвили» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основу гуманно-личностной педагогики составляют допущения следующего характера:

  • признание реальности и действительности Высшей Силы, Бога, Творца;
  • признание бессмертия человеческой души, её стремление к вечному совершенствованию;
  • принятие земной жизни как части пути вечного совершенствования души человека.

Исходя из этого, делаются выводы в отношении сущности ребёнка:

  • ребёнок - это явление в нашей земной жизни;
  • ребёнок - это носитель своей миссии и своего предназначения на Земле;
  • в каждом ребёнке присутствует неограниченная энергия духа.

В этом состоит духовно-философская основа гуманно-личностной педагогики.

Вместе с душой ребёнок является носителем земной природы, той части, которая называется психологией. Согласно гуманно-личностной педагогике природа в ребёнке проявляется в трёх базовых силах, законы движения которых должны стать научной основой образовательного процесса. Такими силами являются:

  • страсть к развитию;
  • страсть к взрослению;
  • страсть к свободе.

Основную идею гуманно-личностной педагогики Амонашвили можно выразить следующим образом. Ребёнок - единое целое с его земной и духовной природой, в котором духовное начало ведёт земное.

Понятия гуманно-личностной педагогики

В рамках гуманно-личностного педагогического подхода рассматриваются такие основные понятия как: школа, образование, воспитание, урок, учитель, гуманность. Школа представляет собой лестницу для восхождения духовности и души человека, высшей ступенью которой является любовь.

Определение 1

Воспитание - это питание духовного стержня человека. Образование – это процесс выявления, раскрытия, утверждения внутреннего образа, через потоки внешних образов. Урок является поиском своей судьбы с помощью опыта, знаний, образов прекрасного и непосредственно самой жизни. Учитель в этой системе является носителем мудрости и знаний.

Такой подход к семантической трактовке педагогических понятий позволяет отразить изначально заключенную в них духовность.

Смысл гуманно-личностного подхода в педагогике заключается в проведении ученика по пути развития и совершенствования его духовного мира, осознания своего предназначения, по пути умножения любви и добра на Земле.

Целью гуманно-личностного образования является облик благородного человека, человека с большой буквы.

Роль учителя в гуманно-личностной педагогике

Замечание 2

Проблема педагога - самая важная в системе гуманно-личностного педагогического мышления.

Педагог в результате своей деятельности создаёт вокруг себя субъективное образовательное пространство. Объективный педагогический процесс в реальности является субъективной волей сообщества педагогов. В центре этого процесса стоит общение учителя со своими учениками, а воспитателя со своими воспитанниками. Это такое общение, в котором воспитанник находится в духовной общности с педагогом, когда учитель дает ученикам опору, радость от познания, понимание, помощь, дружбу, сострадание, любовь. Такое образовательное пространство может создать вокруг себя только педагог, который мыслит и имеет взгляды на жизнь в соответствии с принципами гуманно-личностной педагогики, который внедряет их в своей педагогической практике. Поэтому важно уделять как можно больше внимания подготовке и переподготовке педагогов, раскрывать в них истинное творчество, расширять их сознание.

Распространение идей гуманно-личностной педагогики проходит посредством семинаров для учителей и воспитателей в рамках курсов повышения квалификации.

Дата последнего обновления статьи: 07.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot