Экскурсия – это форма организации обучения, ориентированная на непосредственное наблюдение за объектами и процессами познания в их реальных условиях функционирования.
Экскурсии бывают разных типов. Одним из распространенных, является производственная экскурсия.
Производственная экскурсия – это экскурсия, в ходе которой учащиеся отправляются на производство, чтобы познать процессы, которые они изучали в теории, в режиме реального времени, познакомиться с устройством машин, спецификой их функционирования, разнообразными технологиями производственной деятельности, этапами того или иного производственного процесса.
Подготовка производственной экскурсии
Производственная экскурсия нацелена на создание у учащихся реальных представлений о том, каким образом функционирует производство, какие процессы его охватывают, из каких этапов и подразделений оно состоит, кто и как работает на производстве, поддерживая его непрерывность.
Производственные экскурсии имеют и воспитательное направление. Они являются одним из методов трудового воспитания, поскольку, в ходе экскурсии учащиеся знакомятся с тем, что представляет собой труд на производстве, какова его сущность и цель. Это воспитывает уважительное отношение к трудовой деятельность и активизирует стремление к выполнению разнообразных трудовых операций.
Чтобы производственная экскурсия дала должный познавательный и воспитательный эффект, ее необходимо тщательно подготовить.
Учащихся необходимо мотивировать к экскурсии, чтобы они отправились на нее с интересом и желанием познать что-то новое. Для этого, учащимся необходимо объяснить каково предназначение экскурсии, разъяснить ее цель и важность. Педагог должен:
- Рассказать, как устроено предприятие, какого его назначение, как оно функционирует, какую пользу приносит обществу, созданный на предприятии продукт.
- Дать задание, которое учащиеся должны выполнить до экскурсии. Например, изучить устройство какого-то производственного отдела, плана работы. Задание может даваться индивидуально каждому или единое для всех учащихся.
- Составить четкий план проведения экскурсии и определить этапы ее проведения.
Подготовка к производственной экскурсии, как правило, реализуется в несколько стадий:
- Выбор объекта посещения. Педагог должен выбрать производственное предприятие, которое будет посещено учащимися и договориться с его руководством о проведении экскурсии.
- Составление плана проведения экскурсии. Он включает в себя постановку цели экскурсии, выбор ее задач, методов и средств реализации, прогнозирование итогов.
- Выбор перечня вопросов, на которые учащиеся должны обратить особое внимание при посещении предприятия.
- Составление плана маршрута экскурсии, исходя из ее целевого назначения. Маршрут экскурсии должен быть интересным и увлекательным. Он должен мотивировать учащихся к познанию устройства и работы предприятия и усвоению ими трудовых навыков работы.
- Мотивация к экскурсии. Педагог составляет мотивирующие вопросы, задания и упражнения, которые позволят развить интерес к экскурсии. Также, необходимо создать условия для того, чтобы экскурсия не оказалась утомительной для учащихся. Иначе, информация будет усвоена очень плохо.
- Обеспечение безопасности учащихся во время экскурсии. Педагогу необходимо заранее решить вопросы безопасного передвижения по производству.
- Договоренность с работниками предприятия о привлечении их к экскурсии. Хорошо, если они расскажут детям, как они работают, а еще лучше, если они продемонстрируют это. Также, можно организовать практическую деятельность учащихся в рамках экскурсии.
Условия эффективного проведения производственных экскурсий
Чтобы производственная экскурсия дала запланированные результаты, оказалась познавательно эффективной и воспитательно значимой, требуется проводить ее поэтапно.
Эффективная экскурсия реализуется в следующие этапы:
- Подготовительный. На данном этапе происходит проведение подготовительной беседы с учащимися, нацеленной на развитие у них интереса к экскурсии, понимания ее значимости и важности для познания, обучения. Педагогу требуется детально объяснить учащимся ход экскурсии и дать ориентиры, по которым учащиеся должны следовать. Необходимо отметить основные аспекты, на которые следует обратить особое внимание в ходе посещения конкретного производственного объекта и заранее озвучить вопросы, которые потребуют ответов после завершения экскурсии. Тогда, учащиеся полностью сконцентрируют внимание на речи экскурсовода. Подготовка должна быть реализована, как по содержанию экскурсии, так и по ее организационным вопросам.
- Вводная стадия. Она открывает путь на предприятия. Происходит теоретическое освещение вопросов его работы, а также правила поведения на данном производственном объекте, которые должны быть обязательно соблюдены. Учащиеся должны уяснить, что нельзя отставать от группы, трогать руками какое-то оборудование, поскольку это угрожает их безопасности, а также может привести к нанесению вреда чужому имуществу.
- Знакомство с производством. На этом этапе, учащимся показывают производственный процесс, объясняют его особенности. Рассказ может вестись педагогом, а может сотрудником/руководителем предприятия.
- Демонстрация иллюстрированных материалов, которые показывают устройство и работу предприятия. Например, нельзя показать, как работает отдельный станок, поскольку вход в данную зону запрещен, но можно представить схематичные данные.
- Организация встреч и бесед с работниками предприятия. Можно привлечь нескольких специалистов из разных отделов, которые расскажут и покажут, какую работу они выполняют, чем она особенна, полезна и т.д.
- Заключительный этап. Он включает в себя завершающую беседу о предприятии и его функциональной роли.