Фридрих Фребель (1782 – 1852 гг.) немецкий педагог, автор большого количества трудов по воспитанию детей, разработчик и основатель первого детского сада.
Ф. Фребелем было введено понятие структурированной программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста, разработано большое количество развивающих игрушек, написано много детских песен, разработана авторская методика воспитания детей.
Основные аспекты методики Ф. Фребеля
Фридрихом Фребелем была разработана уникальная авторская методика воспитания, которая основана на следующих аспектах:
- Игра (базис методики). В своих трудах Ф. Фребель сделал вывод, что ребенок максимально раскрывается в процессе игры, так как она является его основной деятельностью. По его мнению, игра ребенка является отражением его внутреннего мира. Взрослому необходимо не просто наблюдать за игрой, а направлять ее в нужное русло, не навязывая своего мнения или правил.
- Развитие речи. Согласно методике Ф. Фребеля развитие речи ребенка необходимо осуществлять через развитие мелкой моторики. В процессе наблюдения за детьми он установил, что дети, которые чаще играют с мелкими предметами и игрушками начинают говорить раньше. Основными занятиями для развития речи Ф. Фребель называл работу с бумагой, палочками, красками и т.д., при этом в процессе работы необходимо проговаривать свои действия.
- Окружение любовью. Дети, по мнению Ф. Фребеля, должны быть окружены любовью и внимание со стороны взрослых. Им необходимо создавать комфортные условия, наполненные радостью и положительными эмоциями.
- Коллективное воспитание. Ф. Фребель считал, что основой человечества является дух коллективизма. Именно поэтому он выступал за обязательное посещение ребенком детского сада. В детском саду дети воспитываются в коллективе, им прививаются необходимые жизненные качества. Основа воспитания в детском саду Ф. Фребеля был уход за животными и растениями.
- Отсутствие наказаний. Основой воспитания Ф. Фребеля был гуманизм. В связи с чем, он полностью отвергал и не допускал какого-либо вида наказания по отношению к ребенку. В основе воспитания должны лежать любовь и уважение к ребенку.
Система дидактических игр Ф. Фребеля
Именно Ф. Фребель был одним из первых педагогов, который оценил всю важность и значимость игры для развития ребенка. Фребелем были разработаны авторские игрушки, основу которых составляли простые и довольно примитивные. Это было необходимо для того, чтобы в процессе игры ребенок мог развивать свое воображение, фантазию, творческие способности и т.п. Каждая игра должна обязательно сопровождаться песенкой или стишком. Взрослый обязательно должен принимать активное участие в играх с детьми.
Ф. Фребель первым разработал систему развивающих игр, каждая из которых направлена на развитие определенного навыка у ребенка, тем самым способствуя его всестороннему и гармоничному развитию.
Несмотря на все положительные стороны разработанной Ф. Фребелем методики, она имеет один существенный минус. В процессе работы с детьми многие воспитатели формально подходят к организации игр с детьми. Воспитатели объясняют детям правила игры и после этого не принимают дальнейшего участия в игре. Этот фактор значительно искажает теорию Ф. Фребеля, так как дети не являются активными участниками процесса, а выступают лишь в качестве наблюдателей. Воспитатель не побуждает и не стимулирует их на игру.
На сегодняшний день количество детских садов, организованных в чистом виде по методике Ф. Фребеля, очень мало. Однако на основании его методики, частично адаптированной к современным условиям, работают практически все детские сады.
Дары Ф. Фребеля
На основании теории Песталоцци Ф. Фребелем был разработан уникальный дидактический материал, который получил название «Дары Фребеля».
Дары Ф. Фребеля – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор.
Для развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров».
Первым даром является мяч.
В игре с ребенком необходимо использовать разнообразные мячи по форме, цвету, материалу изготовления и т.д. Во время игр с мячом так же необходимо читать стихи, потешки, песенки и т.п.
В обоснование необходимости использования мяча с ребенком, Ф. Фребель указывает на то, что мяч удобен ребенку, так как ему легко держать мяч в неразвитой руке, он мягкий и приятный на ощупь.
Второй дар, небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (с равным диаметром).
С помощью данных предметов ребенок имеет возможность ознакомиться с формами предметами, познать их устойчивость, свойства и т.д.
Третий дар— куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части)
По мнению Ф. Фребеля, с помощью данного куба ребенок знакомиться с понятием целого и части, учится складывать из частей целый предмет, то есть ребенку предоставляется возможность развития своих творческих способностей и потенциала.
Четвертый дар — тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток.
Данный кубик значительно расширяет возможности развития ребенка, углубляет их, за счет увеличении количества деталей.
Пятый дар — кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.
Шестой дар — кубик, разделенный тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены еще на части: на плитки, по диагонали и пр.
Последние два дара были разработаны для организации различных игр связанных со строительством и конструированием.
Таким образом, разработанные Ф. Фребелем дары направлены на всестороннее развитие ребенка через строительные игры. В процессе игр с дарами, дети знакомятся с формой, величиной, приобретают знания о пространстве. Во время игр детям предоставляются не только дары, но и иной строительный материал.
Разработанную Ф. Фребелем методику можно назвать прорывом в области воспитания детей. Данная методика остается актуальной и востребованной и в наши дни.