Сущность понимания текста
Проблема понимания текста является сферой междисциплинарных исследований.
Текст в качестве чрезвычайно сложного объекта допускает многоаспектное рассмотрение. Сегодня известно более 250 разных определений понятия «текст», что связано с тем, что данное понятие сложное и многоаспектное, а также предполагает разнообразные аспекты его трактовки в различных областях знаний.
Текст – это феномен реальной действительности, один из способов ее отражения с помощью языковых средств, а также основная коммуникативная единица; способ хранить и передавать информацию; отражение психической жизни индивида и манифестация менталитета автора текста; письменная форма фиксации языкового сознания субъекта и пр.
Тема – это обозначение предмета речи, то есть жизненных явлений или вопросов, отобранных автором и изображенных в его произведении. Часто тема бывает отражена в заголовке.
Основная мысль, или идея текста передает отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого. Уточнение определения текста направлено на выявление характерных для него признаков и категорий.
К основным признакам текста относят следующие его свойства:
- завершенность и смысловая законченность, которые проявляются полным раскрытием замысла и возможностью автономно воспринимать и понимать текст;
- связность, которая проявляется расположением предложений в последовательности, отражающей логику развития мысли, а также в определенной структурной организованности, оформляемой через лексические и грамматические языковые средства;
- стилевое единство, заключающееся в том, что текст всегда стилистически оформлен (разговорный, художественный, официально-деловой, научный или публицистический);
- цельность, проявляющаяся в связности, завершенности и стилевом единстве.
Психологи под пониманием рассматривают установление логических связей между предметом и путем использования имеющихся знаний.
Понимание текста взаимосвязано с сознательностью чтения. Этому компоненту отведена ведущая роль, так как чтение осуществляют ради получения информации, заключенной в тексте, осознания ее смысла, понимания содержания. Сознательность чтения обеспечивается пониманием фактического содержания прочитанного текста, идейной направленности произведения, его образов и роли художественных средств.
Смысловая сторона чтение представляет собой совокупное понимание читающим:
- значения большей части слов, которые употребляются в тексте в прямом и переносном смысле;
- содержания каждого предложения, входящего в состав текста, смысловой связи предложений;
- содержания отдельных частей текста (абзацы, эпизоды, главы) и смысла этих частей (не только о чем говорится, но и что этим хотят сказать);
- основного смысла всего содержания текста, то есть осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
Методы и приемы работы над пониманием текста
Умение слушать дает возможность детям эмоционально воспринимать произведения, думать о категориях нравственности – добре и зле, дружбе и вражде, любви и ненависти, а также радоваться, веселиться, гордиться, грустить и пр.
Один их методов работы над пониманием прочитанного – беседа. Чтобы отработать сознательное чтение на первых порах разбор прочитанного начинают с вопросов и заданий, которыми обеспечивается первый уровень понимания текста, помогающий детям правильно воспринимать фактическое содержание и предметный план прочитанного.
Чтение не может быть сознательным без правильно проведенной словарной работы. При работе над пониманием художественного произведения используют приемы пересказа, словесного и графического рисования, анализа иллюстраций, анализа текста; дидактические игры, стилистические эксперименты, подбор синонимов, составление диафильма, киносценария и пр.
Пересказ – прекрасное упражнение, помогающее детям осознавать собственное отношение к прочитанному. Пересказ выступает эффективным средством развития логического и образного мышления.
Пересказ – репродуктивный тип деятельности, так как пересказ всегда связан с исходным текстом, а его главная функция – научить детей правильной, без искажения передачи чужих мыслей.
Выделяют несколько типов пересказа.
- Подробный пересказ – наиболее доступный для детей, помогает выучить логику рассуждений, развивающий речь, обогащающий память, приучающий детей фиксации внимания на факты произведения.
- Близкий к тексту пересказ – используется при работе над лирической прозой или художественным описанием. Дети должны включать в речь слова и обороты из произведения, употреблять синтаксические конструкции, имеющиеся в произведении.
- Выборочный пересказ – используется, если необходимо привлечь внимание детей к определенному эпизоду произведения, помочь отследить отдельные мотивы, подобрать материал для характеристики героя и пр.
- Краткий пересказ – наиболее трудный для младших школьников, так как они должны выявлять в тексте только лишь наиболее важные и существенные детали и использовать их в своей речи.
Словесное и графическое рисование помогает выявить точность и глубину понимания детьми идейного смысла произведения.
Анализ иллюстраций образно реалистически раскрывает идеи литературы и явлений жизни, смысла всего, что окружает ребенка, с опорой на образность детского мышления.
Дидактические игры всегда интересны детям, поэтому им отведена значимая роль в учебной деятельности. Они активизируют интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую деятельность, включающую все явления психики (воображение, мышление, речь, эмоции, память и др.). В процессе игры дети могут примерить на себя иную социальную роль, помогающую им переживать ситуации, которых не было в их жизни.