Основы работы программ экранного доступа
Программа экранного доступа – это инструмент обучения детей с нарушениями зрения, работа которого основана на речевом воспроизведении визуальной информации, т.е. вся информация на ПК или ином гаджете воспроизводится при помощи речевого синтезатора.
Программа экранного доступа выступает продуктивным инструментом обучения детей с ограниченными возможностями. Как правило, данные программы опираются на звуковое управление т.е. программа устанавливается на ПК и позволяет пользователям с проблемами визуального восприятия находить необходимую информацию, посредством речевого взаимодействия с программой – голосовое управление. Пользователь просто задает вопросы, дает команды по поиску необходимо информации, которая отражается на экране ПК, а затем воспроизводится, посредством речевого синтезатора, лежащего в основе работы данной программы.
В некоторых случаях, программы экранного доступа требуют тактильного управления т.е. голосовое управление не всегда охватывает все процессы. Потому, пользователь осваивает горячие клавиши, сочетание которых при нажатии позволяет совершить какую-то команду, обеспечить доступ к нужной информации, реализовать запрос.
В настоящее время, практически все ПК программы, приложения для смартфонов имеют функцию экранного доступа. Это позволяет людям с нарушениями зрения пользоваться интернет-пространством и пользоваться различными источниками информации.
Программы экранного доступа требуют специальной настройки, ориентированной на нестандартный поиск информации. Формируются специальное расположение информации, отклик на специальные команды. К примеру, пользователь активирует действия на странице при помощи нескольких специальных клавиш. Создаются условия для быстрого доступа к необходимому контенту, возможности пропуска рекламы. Это реализуется за счет размещения всех заголовков нужного уровня в соответствующие области.
Программы экранного доступа находят активное применение в системе инклюзивного образования.
Инклюзивная образовательная среда для детей с нарушениями зрения
В учебных заведениях формируется специальная среда, создающая условия для полноценного обучения детей с ограниченными возможностями. Что касается детей с нарушениями зрения, то предполагается создание специально оборудованных помещений, пандусов, гигиенических комнат, упрощающих передвижение ребенка по учебному заведению, а также использование специального технического оборудования, позволяющего ребенку воспринимать учебную информацию, наравне с нормально развивающимися учащимися.
Организация рабочего места ребенка с дефектами зрения требует адаптации к его особым возможностям и потребностям. Для этого, в учебном заведении формируется:
- Автоматизированное рабочее место. Оно требует наличия ПК, сканирующего устройства, принтеров для распечатки текста по системе Брайля, оптических приспособлений.
- Специальное программное обеспечение ПК. Оно требует включения программ экранного доступа, наличие речевого синтезатора, использования специального режима работа, ориентированного на людей с ограниченными визуальным восприятием, наличие аудио книг и пособий.
- Организация определенного темпа работы. Как правило, скорость восприятия информации ребенком с нарушениями зрения находится на более низком уровне, чем скорость восприятия нормально развивающегося учащегося. Потому, требуется обеспечение дифференцированного подхода в обучении, позволяющего выбрать оптимальный темп работы для ребенка с дефектами зрения и обеспечить своевременное включение в работу оборудования. К примеру, педагог может объяснять что-то детям, записывая на доске, и в это время подключается речевой синтезатор или программа экранного доступа, дающая речевое пояснение рассматриваемой информации.
- Проведение работы со зрячими учащимися. Им должно быть разъяснено, как непросто приходится их однокласснику и о необходимости оказания ему помощи при возникновении затруднений.
- Размещение информации, представленной учащимся на ПК в виде презентаций, должно быть осуществлено таким образом, чтобы все объекты располагались по отдельности, не пересекаясь друг с другом. Тексты должны отражаться, с учетом специфики уровня развития зрения учащегося: крупный шрифт, воспроизведение через экранную программу, аудиофайлы.
Методические основы применения программ экранного доступа в инклюзивной школе
Организация использования программ экранного доступа в системе инклюзивного образования требует:
- Создания специальных кабинетов, в которых имеются ПК с доступом к сети Интернет. На них должно быть установлено соответствующее программное обеспечение, которое преобразует текстовую информацию и графические данные в звуковую;
- Обучение учащихся пользованию ПК и специальными клавишами управления программой;
- Постоянное сопровождение учебной работы учащихся педагогом. Он должен контролировать процесс их обучения, взаимодействия с программой и оказывать помощь при затруднениях;
- Соответствующая подготовка педагога. ОН должен владеть навыками работы с программами экранного доступа и знаниями в области работы психических процессов лиц с нарушениями зрения.
Следует отметить, что для работы применяются русифицированные программы экранного доступа. Наиболее распространенной программой является Jaws for Windows. Она применяется на ПК, оснащенных операционной системой Windows. В основе программы лежит работа речевого синтезатора, который переводит любую информацию на обновляемый дисплей Брайля.
Программы экранного доступа являются довольно дорогостоящим инструментом, используемым в тифлопедагогике. Однако, только они позволяют полноценно реализовать обучение детей с нарушениями зрения в системе инклюзивного образования.