Целевое назначение коррекционной работы с детьми с ТНР
Тяжелое нарушение речи (ТНР) – это речевой дефект, связанный с серьезными отклонениями во всей речевой системе: фонетической, грамматической, фонематической ее сторон, с сохранением нормального слуха и отсутствием нарушений в работе интеллекта.
ТНР связано с проблемами восприятия речи на слух, произношением отдельных звуков, их перестановкой или заменой, сокращенным словарным запасом ребенка, неумением образовывать новые слова, использовать существительные в правильном числе и падеже, согласовании их с прилагательными и числительными, неправильном применение предлогов.
Как правило, данные речевые дефекты наиболее остро проявляются в монологической речи ребенка: детям тяжело даются пересказы, рассказы-описания, перечисления. Происходит замена частей рассказа другими, пропуск существенных событий и героев.
В этой связи, целевым назначением обучения ребенка, имеющего тяжелые речевые дефекты становится развитие навыков связной, последовательной речи, умения излагать свои мысли фонетически и грамматически верно, уметь правильно изложить суть какого-то события из жизни, изложить ситуацию или явление. Реализация данной цели необходима для того, чтобы создать условия для полноценного обучения ребенка в школе, устранить патологии речевого развития и предотвратить развитие иных патологий психического развития ребенка. Если создать систему оптимального обучения ребенка с ТНР, то можно обеспечить ему полноценное общение со сверстниками и взрослыми, сформировать у него доступное и понятное для окружающих произношение. Это обеспечит его полноценное личностное развитие.
Направления речевого развития ребенка с ТНР
Развитие речи ребенка, при наличии у него ТНР требует первостепенного развития у него навыков построения предложений. Ребенок должен научиться составлять простые предложения, распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Если при составлении данных предложений ребенок не испытывает трудностей и не совершает ошибок, то дальнейшее речевое развитие будет проходить гладко.
Развитие речи ребенка, при наличии у него тяжелых дефектов, реализуется по следующим направлениям:
- Формирование навыков рассказа на основе развития восприятия. Ребенок учится воспринимать рассказы на слух, затем составлять рассказ и описывать события, отдельные сцены из рассказа.
- Формирование навыков рассказывания по картинке. Детям предлагается наглядное изображение, по которому они составляют рассказы.
- Развитие навыков пересказа. Ребенку зачитывается или рассказывается текст, которой он должен повторить своими словами с сохранением его сущности и основной мысли.
- Развитие навыков самостоятельного рассказывания. Ребенок повествует, используя простые и сложные предложения, различные речевые конструкции.
Таким образом, происходит расширение запаса знаний ребенка, пополняются сведения ребенка, развиваются различные стороны речи ребенка, совершенствуется функционирование его психических процессов.
Методы работы с детьми, имеющими различные ТНР
Если у ребенка присутствуют тяжелые речевые нарушения, то его обучение должно быть реализовано по индивидуальной программе, которая учитывает особенности его патологии, специфику развития его психических процессов, индивидуальные особенности развития. Такое обучение предполагает подбор специальные приемов и методов, которые позволяет подобрать рациональные способы обучения грамоте, словообразованию, сформировать речевые навыки социального взаимодействия и настроить работу мышления на усвоение конкретной программы обучения.
К основным методам обучения школьника с ТНР относятся следующие:
- Наглядное представление информации, посредством применения специальных карточек и табличек. К примеру, на занятиях по русскому языку, могут быть применены карточки с символами, которые позволяют запомнить написание неверно произносимых, пропускаемых букв, либо графические схемы построения предложений. В некоторых, особо сложных случаях проявления речевой патологии, могут применяться наглядные модели. Например, графическое представление задач по математике.
- Работа с лексикой ребенка по специальной программе. Предлагается использование приемов семантизации для донесения значения незнакомого слова. Дети должны научиться ориентироваться в своем лексическом запасе и уметь находить ему практическое применение.
- Моделирование грамматического материала. Чтобы обучить ребенка построению грамматических конструкций, осуществляется схематичное представление членов предложения. Например, прилагательное можно отобразить цветочком или молнией.
- Составление сюжета по картинке. Детям предлагаются интересные картинки, можно использовать иллюстрации из сказок и иных художественных произведений, по которым они составляют устный рассказ. Требуется тактичная корректировка ошибок ребенка и акцентирование его внимания на правильном построении грамматических конструкций или произношении звуков.
Этапы обучения рассказыванию
Освоение навыков рассказывания, осмысленного и грамматически верного, составляет основу коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые речевые патологии.
Рассказывание осваивается в два этапа:
- Подготовительный этап. Выбирается тема рассказа и ребенок начинает подготовку к нему. Для этого проводятся реальные наблюдения на природе, чтение литературы, знакомство со сказками, баснями, пословицами, загадками. Они позволяют расширить активный лексический запас ребенка и использовать свой личный опыт, имеющиеся знания в речевой деятельности. Пословицы и поговорки активизируют работу мыслительных операций. Поэтому, с ними необходимо знакомить ребенка в больших объемах.
- Основной этап. Составление рассказа. Первый раз, естественно, ребенку нужно помочь с формированием связного рассказа, построением грамматически верных конструкций. Важно, обратить внимание на ошибки ребенка, но не критиковать и не ругать за них, а в игровой форме исправить их и дать наглядное представление правильному произношению/написанию/построению предложения.