Содержание нравственного воспитания
Нравственное воспитание – это процесс формирования понятий, суждений, чувств и убеждений, а также навыков и привычек поведения, которые соответствуют общественным нормам.
Единый подход педагогов и ученых к содержанию нравственного воспитания отсутствует. Однако выделяют несколько основных взглядов на понимание содержания процесса нравственного воспитания:
- когнитивный;
- оценочно-эмоциональный;
- интегративно-мировоззренческий;
- аксиологический;
- поведенческий или деятельностный;
- целостный.
Когнитивный подход предлагает рассматривать нравственное воспитание в качестве:
- процесса развития самостоятельности и устойчивости суждений, касающихся нравственных норм, которыми регулируются взаимоотношения между людьми;
- процесса развития умения содержательно характеризовать нравственные ценности и анализировать, как эти ценности могут проявиться в поведении.
Основной структурный компонент данного взгляда на нравственное воспитание – просвещение, направленное на становление нравственного сознания и мышления.
Оценочно-эмоциональный подход предполагает, что информация о нравственности, а тем более выработка собственных ценностных ориентаций невозможна исключительно на когнитивном уровне. Огромная роль в этом процессе отведена эмоциям. Поэтому нравственное воспитание рассматривают в качестве:
- процесса формирования оценочных суждений;
- характеристики отношения к нравственным ценностям;
- взаимоотношений между людьми;
- устойчивости, глубины и силы нравственных чувств.
Стержневой компонент нравственного воспитания при данном подходе – развитие нравственных чувств и выработка нравственных оценок и системы жизненных отношений.
Интегративно-мировоззренческая позиция относительно двух предыдущих подходов, признает решающее значение сознания в воспитании нравственности, считая, что нравственные нормы воспринимает не только сознание, но и чувства. Иными словами, нравственное воспитание требует учитывать диалектическое единство когнитивного и чувственного в личности.
Мировоззренческая составляющая данного подхода интерпретирует нравственное воспитание в качестве процесса формирования целостного нравственного представления о природе, человеке и обществе, которое выражено системой ценностей и нравственных идеалов личности и общества.
Формирование мировоззрения в данном подходе – ведущий и обязательный структурный компонент.
Аксиологический подход рассматривает нравственное воспитание в качестве специально организованного процесса интериоризации общечеловеческих ценностей.
Поведенческий подход предполагает рассмотрение нравственного воспитания в качестве:
- процесса формирования устойчивых сознательных привычек и навыков;
- процесса свободного нравственного самоопределения и самоуправления в процессе жизни;
- процесса стремления человека к нравственному идеалу.
В соответствии с точкой зрения Б.Т. Лихачева, нравственное воспитание не следует ограничивать формальным заучиванием и отработкой привычек поведения. Фундамент нравственности человека закладывается только в реальных жизненных ситуациях и активном взаимоотношении с другими людьми.
Целостный подход рассматривает нравственное воспитание в качестве целостного процесса формирования и развития нравственной личности ребенка.
К структурным компонентам данного подхода относят:
- нравственное просвещение;
- формирование нравственных убеждений;
- становление нравственных чувств;
- формирование навыков и привычек нравственного поведения;
- выработка правильных нравственных оценок и отношений;
- формирование характера и черт личности;
- формирование человеческого мировоззрения.
Методы нравственного воспитания
Методы воспитания нравственности – это своего рода инструмент в руках педагога. Они организуют процесс нравственного развития и личностного совершенствования, а также управление этими процессами.
Методы нравственного воспитания осуществляются:
- целенаправленным воздействием на учащихся;
- организацией и направленностью их жизнедеятельности;
- обогащением их нравственного опыта.
Марьенко И.С. выделил несколько воспитательных методов:
- приучение;
- упражнения;
- стимулирование;
- торможение;
- самовоспитание;
- руководство;
- объяснительно-репродуктивные методы;
- проблемно-ситуативные методы.
Наиболее широко в процессе нравственного воспитания применяют упражнение и убеждение.
Упражнениями обеспечивается выработка и закрепление необходимых привычек и навыков, а также их реализация на практике.
Убеждение направлено на формирование серии этических понятий, а также разъяснение нравственных принципов и выработку этических идеалов.
Чтобы активировать нравственное личностное развитие и проверка зрелости личности, установление единства убеждений и поведения, используют проблемно-ситуационный метод. Данный метод подталкивает личность к систематизации ранее усвоенных нравственных знаний и соотнесение их с избранными формами поведения в качестве конечного результата решения поставленных проблем. Данный метод катализирует протекание мыслительных процессов, вызывая переживания и мобилизуя волю.
Популярным методом нравственного воспитания является личный пример, оказывающий огромное воздействие на сознание и поведение, а также на моральный облик.
В структуре основных воспитательных методов воздействия в качестве составной части, средства и приема используется положительный пример. В педагогической литературе данный метод рассмотрен в качестве самостоятельного метода и компонент методов формирования нравственного сознания и поведения.
Иными словами, нравственное воспитание – это непрерывный процесс, начинающейся рождением человека и продолжающийся на протяжении всей жизни, и направленный на овладение людьми поведенческими нормами и правилами.