Особенности программы по музыке для 1-4 классов
В начальной школе у учащихся закладываются основы музыкального образования и культуры.
Под начальным музыкальным образованием понимают процесс знакомства детей с музыкальным искусством, усвоение опорных знаний по музыке.
Основная цель музыкального воспитания в начальной школе – формирование у учащихся музыкальной культуры, как части духовной культуры человека.
Компонентами музыкального воспитания в начальной школе являются:
- эмоциональное и целостно сформированное отношение к искусству;
- формирование правильного музыкального восприятия;
- воспитание адекватного нравственно-эстетического отношения к музыкальному искусству;
- формирование опыта творческой деятельности.
В начальной школе занятия музыкой направлены на развитие фантазии и воображения у детей, понимания ими соотношения искусства и природы, умения ощущать их общность.
Музыкальное воспитание в начальной школе основано на концепции такого преподавания, которое сочетает в себе специфику природы младшего школьника и природы искусства. Для ребенка младшего школьного возраста – это в первую очередь интерес к различным чувственным впечатлениям, который он «принес» с дошкольного возраста, эмоциональная отзывчивость на них, духовный опыт.
В начальных классах выделяют следующие виды деятельности на уроках по музыке:
- Прослушивание и последующий анализ различных музыкальных произведений. Цель: формирование способности слышать, понимать и переживать музыкальное содержание произведений.
- Формирование и развитие у учащихся вокально-хоровых навыков. Цель: научить управлять собственным голосом, умения держать правильно корпус, контролировать дыхание, дикцию и артикуляцию.
- Обучение игре на различных детских музыкальных инструментах (свистульки, ложки, бубен, ксилофон и т.д.).
- Развитие чувства ритма. Цель: обучение движениям под музыку, хореографии.
- Выполнение различных музыкальных творческих заданий.
- Воспитание у детей музыкальной грамоты.
Жанры, изучаемые в начальной школе:
- 1 класс – песня, танец, марш; знакомство с музыкальными инструментами; ознакомление с народным фольклором.
- 2 класс – продолжение знакомства с теми же самыми жанрами, посредством прослушивания таких произведений как сюиты, кантаты, фрагменты из балета.
- 3 класс – углубление знаний путем прослушивания фрагментов опер, балетов, концертов для фортепиано, арий.
- 4 класс – прослушивание симфоний, опер, кантат, сонат и т.д.
Таким образом, музыкальное воспитание учащихся начальной школы имеет большое значение в формировании духовной и нравственной стороны личности каждого ребенка.
Методы музыкального воспитания младших школьников
Основными методами музыкального воспитания в начальной школе являются:
Метод наблюдения за музыкой, а не обучение музыке. Данный метод основан на том, что во время урока музыки учащимся не навязывают музыку, а стараются ее радовать и увлекать.
Метод музыкального обобщения – предусматривает забегание вперед, возвращение к пройденному материалу, совместные размышления о музыке, ее эмоциональной драматургии, понимания того, что хотел сказать «автор» произведения. Последовательность воспитательных действий в рамках данного метода:
- активизация имеющегося музыкального опыта учащихся, с целью его расширения и углубления;
- освоение новых музыкальных знаний;
- закрепление музыкальных знаний посредством различных видов учебной деятельности.
Многие педагоги, занимающиеся музыкальным воспитанием и обучением детей, считают, что данный метод является одним из основных и наиболее эффективных, так как он направлен на развитие художественного мышления учащихся.
Методы контрастных сопоставлений – представляет собой систему специально подобранных заданий, которые включают в себя контрастные произведение одного жанра, интонации или настроения. Задача учащихся сравнить и проанализировать звучание и содержание данных произведений, выявить схожее и различное.
Метод уподобления характеру звучащего музыкального произведения – предполагает активные творческие действия, направленные на осознание того музыкального образа, который передает музыкальное произведение. В качестве творческих действий могут быть различные движения под музыку, вокальное или мимическое сопровождение, цветовое или художественное и т.д. Важно научить ребенка выражать те эмоции и переживания, которые он испытывает в процессе прослушивания музыкального произведения. Важно помнить, что в процессе музыкального воспитания необходимо достичь такого уровня понимания музыки, при котором ребенок может выразить свои чувства от прослушивания любыми способами и средствами.
Метод эмоциональной драматургии – направлен на активизацию эмоционального отношения учащихся к музыке, формированию увлеченности и интересом к музыкальному искусству. Метод драматургии предусматривает такое построение учебного занятия, при котором наиболее интересной и захватывающей частью является кульминация. В рамках данного метода урок музыки построен на эмоциональных контрастах и постепенном эмоциональном насыщении.
Каждый из методов музыкального воспитания детей начальных классов включает в себя комплекс приемов. Это необходимо для того, чтобы урок был не только познавателен, но и интересен учащимся. Достижение поставленной педагогом цели и задач урока следует решать сообща. Только обоюдное решение позволит достичь поставленной цели и получить ожидаемый воспитательный эффект от урока. Важным является каждое учебное занятие заканчивать формулировкой выводов и подведением итогов.
На уроке музыки, как правило, различные методы применяются в совокупности с учетом источника приобретения знания, видов художественной деятельности детей, типов урока, а также задач развития художественно-творческих способностей человека.