Картографическая грамотность – это умение и готовность работать с картами, планами, владение топографическими знаниями и способность их практического применения.
формирования картографической грамотности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Значение формирования картографической грамотности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основным способом развития картографической грамотности учащихся выступают уроки географии. Они ориентированы на формирование умений работать с картографическими данными. В этой связи, изучение школьной дисциплины «География» нацелено на формирование картографической грамотности учащихся.
Этапы формирования картографической грамотности учащихся
Знакомство с картой, изучение топографических данных, умение работать с разными картами и использовать информацию, представленную на них, для решения различных задач вырабатывается постепенно. Научные знания о картах и способах взаимодействия с ними закладываются в ходе образовательного процесса в течение следующих этапов:
- Формирование картографических знаний школьников.
- Освоение практических методов работы с разными картами.
- Осознание значения карты и ее содержания.
- Формирование пространственных представлений.
Обучение основам картографической грамотности реализуется от простого к сложному. На каждом этапе школьного обучения, изучения курса географии происходит расширение и углубление картографических знаний и навыков учащихся.
Первоначально, школьники знакомятся с картой и ее содержанием, затем учатся находить по карте какие-то места, считывать данные. В средней школе, учащиеся получают первые представления о карте и овладевают навыками считывания информации с нее. Где-то с 7-го класса средней школы начинается активная работа учащихся с картами.
Несколько позже, происходит осмысление информации, представленной в картографическом виде, возможностей ее использования, важности и значимости для отдельного человека и общества. Учащиеся учатся анализировать карты и формируют пространственное восприятие мира.
Компетенции учащихся формируемые в ходе работы с картами
В основе построения работы по развитию у учащихся основ картографической грамотности закладываются компетенции в области пользования картами, которые должны быть сформированы у учащихся в ходе освоения курса географии.
Основными компетенциями учащихся, отражающими навыки работы с картами и разной картографической информацией, являются:
- Графоаналитическая грамотность. Она отражает умения производить измерения расстояний, высот, площадей, нахождения координат того или иного объекта, строить графики и диаграммы по данным карты.
- Математическая компетентность. Она отражает овладение способами построения математических моделей по данным исследуемой карты.
- Знание картометрических приемов работы. Они связаны с измерением для различных отрезков, линий, представленных на карте: прямых и ломанных, посредством применения специальных инструментов: циркуль, масштаб.
Данные компетенции отражают навыки работы с картой и использования информации, представленной на ней. Учащиеся получают навыки не просто ориентации по карте, но и умения сравнивать, описывать, анализировать географические объекты, определять их пространственное положение, формировать в сознании образы географических объектов.
Планирование изучения курса географии на конкретном этапе обязательно включает в себя работу с картами. Азы картографических навыков закладываются с начала познания географии и продолжаются на протяжении всего курса географии школы. По ходу изучения географии, учащиеся должны овладеть навыками:
- определения сторон горизонта с разных точек карты;
- определения взаиморасположения точек и объектов на карте;
- определения координат объектов;
- нахождения объектов на карте по заданным координатам;
- вычисления абсолютной высоты и глубины разными способами;
- местонахождения различных объектов;
- отражения характеристик географического положения различных объектов.
Методы формирования картографической грамотности учащихся
Для освоения основ работы с картами, формирования картографических компетентностей учащихся, методическими рекомендациями установлены следующие методы развития навыков чтения карты на уроках географии:
- Описание географических объектов, процессов и явлений. Метод используется по принципу: «от простого к сложному». Первоначально осваиваются навыки описания отдельных объектов, затем территорий, отраслей народного хозяйства, географических характеристик объектов.
- Метод сравнения. Он связан с сопоставлением объектов карты, территорий, сравнением их признаков, выявлением отличительных черт, сопоставлением карт и их сравнением.
- Метод наложения карт. Он основан на мысленном наложении карт разного тематического содержания друг на друга. Как правило, накладываются отдельные объекты или территории. Это необходимо для выявления их различных признаков и полноценного описания территории по географическим, экономическим и иным параметрам.
- Метод картографического диктанта. Он заключается в нанесении на карту различных объектов или обозначении цифрами местонахождения объекта, территории по названию или координатам.
- Метод составления картосхемы. Он основывается на создании схемы расположения конкретных географических объектов. Например, природных материалов, природно-климатических зон и т.д. Схема отражает основные параметры объектов, их границы, связи с другими объектами.
- Метод распределения объектов по карте. Он основан на нанесении учащимися на карту различных объектов, в зависимости от их принадлежности и признаков. Объекты могут наноситься на определенные территории: материки, страны, океаны, моря, между территориями и по признаку связи с другими объектами.
- Метод путешествия. Он основан на совершении перемещения по карте по различным параметрам: координатам, территориям, объектам, рельефам, климатическим данным, населению, растительному и животному миру.