Понятие счета и счетной деятельности дошкольников
Счет – это деятельность, направленная на определение тех или иных количественных параметров или произведение вычислений, т.е. подсчитывания однородных объектов.
Счет состоит из следующих компонентов:
- Цель. Посредством счета предполагается выразить количество конкретных объектов в числовой форме.
- Средства достижения. Посчитать количество объектов можно прибегнув к счетной деятельности. Счетная деятельность – это действия, в ходе которых происходит освоение действительности в количественном представлении.
- Итог. Счет завершается получением конкретного числа, являющегося обобщением счетной деятельности.
Обучение дошкольников счетной деятельности, как и любой иной деятельности, будет продуктивным в том случае, если занятия и упражнения будут организованы в игровой форме. Игра – лучший способ познания окружающей действительности.
Обучение счету необходимо реализовывать именно с дошкольного возраста, поскольку эти знания упростят дальнейшее математическое познание в начальной школе.
К началу школьного обучения, ребенок должен иметь следующие знания о числах и начальные математические представления:
- Счет до десяти в прямом и обратном порядке со знанием числительных от одного до десяти, умения найти их местоположение в числовом ряду;
- Навыки формирования числа первого десятка;
- Знания о геометрических фигурах и их особенностях;
- Навыки разделения объектов на составные компоненты, равные и неравные части;
- Знания в области основ измерения: длины, ширины, высоты. Как правило, для этого используется не линейка, а какие-то другие объекты: палочки, спички. Например, длина стороны квадрата равна двум палочкам;
- Навыки сравнения множеств предметов: больше, меньше, длиннее, короче;
- Понимание числа и навыки количественного измерения окружающей действительности.
Стадии формирования навыков счета и обучение счетной деятельности дошкольников
Обучение детей дошкольного возраста счету, выполнению счетных операций реализуется через работу с множествами чисел, которые делятся на части и сравниваются между собой. Счетная деятельность реализуется в несколько стадий, которые охватывают процесс счета, операции счета и итог. Дошкольники очень быстро схватывают процесс счета, а вот подведение итогов они усваивают достаточно сложно и длительно.
Счетная деятельность дошкольников осваивается в течение следующих стадий:
- Подготовительная стадия. На этой стадии дошкольники подготавливаются к предстоящему счету: выполнению операций с числами. Дети знакомятся с понятием множества и его структурой. Для этого, используются приемы разделения множества на отдельные части и их сбор в множество. Таким образом, дети осознают, что представляет собой один элемент множества, а что такое «много». На данной стадии, ребенок еще не имеет представления о числах. Он просто сравнивает множества между собой. Это обучает сравнительным навыкам: ребенок понимает, что у него машинок больше, чем у его друга, а конфет ему дали меньше и т.д. Так, ребенок осваивает практическое количественное сопоставление множеств и обучается выявлению между ними различий и сходств. Эта стадия является именно подготовкой к освоению счетных операций и актуальна для использования в возрасте двух-трех лет, поскольку в более старшем возрасте, ребенок уже способен выявить, что множество состоит из отдельных компонентов.
- Подготовительная стадия – два. Она специфична тем, что, также, подготавливает ребенка к освоению счетных операций, но посредством специальных занятий по математике в ДОУ. Здесь, дети учатся сопоставлению множеств по отдельным их компонентам. Детям даются множества, которые отличаются между собой на один компонент – на один больше или на один меньше. Так, дошкольники учатся выявлять равенства и неравенства. Постепенно, у дошкольников активизируется интерес к сопоставлению отдельных величин и множеств. Понимания числа у дошкольника еще не имеется.
- Знакомство с числом. На этой стадии происходит знакомство ребенка с формированием числа. Для этого используются методы сопоставления смежных множеств, определения равенства из неравенства, получение результата операций– числа. Происходит, как бы, обратное развитие: ребенок сначала усваивает операции по счету, овладевает процессом счета, а затем понимает, что такое число. Дошкольник осваивает наименования числительных и учится давать ответ на вопрос «Сколько?». На данной стадии используются разнообразные упражнения, которые обучают счетной деятельности постепенно, т.е. ребенок сначала считает в определенном направлении, небольшое количество элементов, которые увеличиваются постепенно. В ходе обучения, воспитателю ДОУ необходимо рассказать ребенку о том, для чего необходима счетная деятельность, как она используется в различных видах деятельности. Эта стадия охватывает возраст четырех-пяти лет.
- Стадия знакомства со смежными натуральными числами. Около шести лет, дошкольник осваивает четкую последовательность числительных и умеет соотносить их с компонентами множества. На этой стадии происходит обучение ребенка образованию натуральных чисел. Как правило, используются только первые пять чисел. Для обучения используется следующий метод: берется группа предметов, подсчитывается, к ним добавляется или от них убавляется еще один предмет. Затем берется группа других предметов, сравнивается по количеству объектов с исследуемой группой. Производится определение действия с числами, которые нужно совершить для того, чтобы увеличилось или уменьшилось количество объектов одной или другой группы, чтобы количество предметов одной группы стало больше, чем предметов другой и т.д.
- Стадия развития навыков группового счета. Дошкольники осваивают счет группами числительных: по два, по три, по четыре, по пять. Дошкольники осваивают счет не отдельных объектов, а их совокупности, которая состоит из нескольких компонентов. Таким образом, к шести-семи годам, дети приходят к пониманию того, что еденицей счета может быть не отдельный предмет, а их совокупность.
- Стадия освоения десятичной системы счисления. Дошкольники осваивают формирование десятичных чисел, учатся образовывать числа путем добавления единицы. При этом, у дошкольников еще отсутствует полное понимание десятичного числа. Оно формируется уже в период обучения в начальной школе.