Мария Монтессори стала одним из четырех педагогов, благодаря которым педагогика определилась в направлении развития. Ее труды, которые были посвящены детям, оставили глубокий след в истории педагогики.
Биография
Мария Монтессори, итальянка по происхождению, родилась в маленьком провинциальном городке Чиаравалле 31 августа в 1870 году. Семья Марии была образованной и интеллигентной: отец -государственный высокопоставленный чиновник, мать отличалась своим происхождением из старейшего итальянского рода.
Родители делали все, чтобы юная Монтессори получила достойное образование и могла реализовать себя в будущем. Италия была католически настроенным государством, и положение женщины было соответствующим.
Мария была талантлива в математике и других естественных науках. Обучение давалось ей на удивление легко и непринужденно. Мечты в 12 лет уводили ее мысли к гимназии, однако девочкам ее посещать запрещалось. Но упорство и желание юной Марии сделали свое дело, и она была принята в техническую школу для юношей.
Первая женщина - врач в Италии
Профессия детского врача была неосуществимой мечтой Марии. Медицина в тогдашней Италии была полностью оккупирована мужчинами. Однако Мария сумела добиться того, что ей позволили поступить на медицинский факультет Римского университета, и уже через два года она получила право изучать непосредственно медицинские науки.
Она стала первой женщиной-врачом в Италии будучи в двадцатишестилетнем возрасте.
Монтессори была избрана делегатом Международного конгресса женщин в Берлине. Она активно боролась за равноправие женщин, искала государственную поддержку социальным программам.
Переворот в педагогике
Изучая педагогику и психологию, Мария пришла к выводу, что умственно отсталые дети нуждается не столько в медицинской помощи, сколько в помощи педагогической. Традиционной школе необходимо учиться работать с такими детьми непосредственно в условиях школы.
Данная идея была несколько ошеломляющей и влекла за собой перестройку общественного сознания по отношению к детям-инвалидам.
Профессиональная жизнь
В 1904 году Мария возглавляет кафедру антропологии в римском университете и проводит различные исследования в области педагогики.
Весной 1900 года Мария стала директором ортофренической школы. За очень короткий промежуток времени она пыталась организовать развивающую среду для детей-инвалидов. Результаты были поразительными.
В 1907 году открывается «Дом ребенка» в Сан-Лоренцо, в котором вся жизнь ведется по методу Монтессори. Мария стала директором детского сада, в котором была организована работа таким образом, что дети различных возрастов прекрасно себя чувствовали.
С 1909 года метод Монтессори активно внедряется в педагогическую жизнь. Открываются курсы, Мария принимает педагогов из других стран.
Однако политика коллективизма в 20-х годах подавила детские сады и школы, работавшие по методу Монтессори. Спасаясь от преследований, Мария уезжает с чтением лекций в Индию, где обучает тысячи людей своему методу.
Мария вернулась в Европу в семидесятишестилетнем возрасте после войны. Однако возраст не умерил ее энергии. В начале 50-х годов она написала свои главные труды, много выступала.
В 1950 году Марии Монтессори была присвоена почетная степень доктора, профессора Амстердамского университета. Ее главные труды были выдвинуты на Нобелевскую премию.
Скончалась Мария в 1952 году в мае. Похоронена она на маленьком католическом кладбище в Нордвийк в Голландии.