Логопедическая работа – это деятельность по коррекции речевых нарушений разного рода, ориентированная на создание условий для полноценного обучения и воспитания детей с теми или иными речевыми отклонениями и их своевременную коррекцию.
Рисунок 1. Логопедическая работа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Логопедическая работа носит коррекционную направленность. Она призвана устранить или сгладить то или иное речевое нарушение и помочь ребенку в познании окружающего мира и социальном взаимодействии.
Логопедическая работа реализуется по разным направлениям речевой коррекции. Логопедические занятия, также, проводятся в разных формах.
Формы проведения логопедических занятий
Выделяют следующие формы проведения логопедических занятий:
Индивидуальные занятия.
Фронтальные занятия.
Индивидуальные занятия нацелены на развитие органов артикуляции детей, коррекцию из звукового произношения и работу с тем или иным дефектом в произношении или восприятии звуков, обусловленным спецификой речевой патологии и общего психического состояния организма.
Индивидуальная работа имеет свои преимущества. Они связаны с тем, что работа ведется один на один между логопедом и ребенком. Это позволяет применить индивидуальный подход в коррекционной терапии, с учетом интересов и потребностей каждого ребенка и его особенностей развития.
На индивидуальных занятиях происходит формирование базы ребенка для дальнейшей постановки звуков, готовятся органы артикуляции к работе, формируются навыки фонематического восприятия и ставится произношение проблемных звуков. Также, проводится работа по развитию моторных функций организма ребенка. Она необходима для автоматизации поставленных звуков.
Индивидуальная работа по развитию основ слухового восприятия детей, формированию их речедвигательных навыков проводится в два этапа:
- Подготовка к коррекции. Она ориентирована на создание фундамента для усвоение ребенком ритмической структуры слов языка. Используется вербальный и невербальный материал.
- Коррекционная работа. Она проводится после создания фундамента и ориентирована на устранение того или иного речевого дефекта. Корректируется постановка слогов и звуков для каждого конкретного ребенка. Применяемые методы и средства зависят от его индивидуальных особенностей.
Что касается фронтальных логопедических занятий, то они требуют специальной организации. К их проведению предъявляются следующие требования:
- Динамичный ход занятия.
- Игровая форма работы на занятии.
- Включение сюрпризных моментов в ход занятия с участием детей.
- Вариативность деятельности на занятии и ее частая смена.
- Коммуникативная ориентация занятия. Предполагается коммуникативное развитие всех членов коллектива, привлечение каждого ребенка к работе и формирование основ общения.
- Вариативность, яркость и насыщенность дидактического материала, используемого на занятиях.
- Приучение детей к прослушиванию своей речи и речи других детей с коррекцией ошибок в произношении.
- Использование технологий и методов работы на занятии по возрастающей т.е. начиная с простых и, постепенно, усложняя.
- Большой объем разговорной речи на занятиях.
Фронтальные формы логопедической работы применимы для коррекции разнообразных речевых дефектов, а также расширения лексического словаря ребенка, формирование связной речи и заложение основ грамматики, фонетики и правописания.
Направления логопедической работы с детьми дошкольного возраста
Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста реализуется по следующим направлениям:
- Формирование основ фонематического восприятия и развитие слуховой стороны речи.
- Уточнение правильного звукового произношения. Ведется работа по тем звукам, которые имеются в речи ребенка.
- Дифференциация звуков. Происходит постановка произношения звуков в разных позициях слова и их доведение до автоматизма.
- Закрепление способов верного и четкого звукового воспроизведения слов разных по составу.
- Развитие и совершенствование лексико-грамматических основ строения речи.
- Упражнения на развитие органов артикуляции и мелкой моторики.
- Развитие неречевых психических процессов - внимания, памяти, восприятия, мышления, которые тесно связаны с речью ребенка.
- Расширение представлений об окружающем мире в качестве базы расширения словарного запаса ребенка.
Основные направления логопедической работы с детьми школьного возраста
Логопедическая работа с детьми младшего школьного возраста проводится по следующим направлениям:
- Развитие органов артикуляции.
- Формирование артикуляционной моторики.
- Постановка речевого дыхания.
- Постановка и доведение до автоматического произведения проблемных звуков.
- Формирование и укрепление фонематического восприятия, слуха, анализа и синтеза.
- Расширение активного и пассивного лексического запаса учащегося.
- Формирование верного лексико-грамматического строя речи.
- Формирование связной речи.
- Развитие коммуникативных речевых навыков.
- Развитие навыков осмысленной речи, чтения и письма.
- Расширение представлений об окружающем мире в качестве фундамента формирования лексического запаса учащегося.
- Формирование грамматических основ речи.
- Совершенствование навыков осмысленного восприятия речи разного вида: разговорной, литературной, публицистической и др.
- Восполнение пробелов речевого развития дошкольного возраста.
- Освоение основ слогового чтения и грамматически правильного письма.
- Развитие графических навыков и визуально-моторной координации.
Как правило, в младшем школьном возрасте, речевое развитие тесно связано с обручением. В образовательную программу включаются логопедические упражнения разной направленности. Например, на уроках чтения используется заучивание скороговорок, театральные постановки сцен из художественных текстов, пересказ сказок, формирование описательных рассказов. Игровые элементы, также, активно применяются на данном этапе коррекционной работы. Но их значение немного теряет свою силу, по сравнению с дошкольным возрастом.